НОВОСТИ

null 08 апреля 1158 г.

День в истории:  В этот день 863 года назад (в 1158 году)  князь Андрей Боголюбский заложил Успенский собор во Владимире. Лаврентьевская летопись 1377 г. гласит: "В лето 6666. Заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца априля въ 8,… во вторник...".

Выдающееся творение русского зодчества XII в., памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, Успенский собор представляет собою сложный комплекс разновременных построек. Возведение храма имело в политике Андрея Боголюбского огромное значение. Он мыслился им не только как городской собор, но и как первопрестольный кафедральный храм всей Руси. Андрей Боголюбский неоднократно предпринимал попытки сделать Владимир центром русской митрополии и укрепить тем самым свою власть. Поэтому новый храм Успения богоматери сооружался с особым старанием и был построен за два года (1158-1160 гг.) древнерусскими зодчими в сотрудничестве с мастерами, присланными германским императором Фридрихом Барбароссой из Германии/ Северной Италиии: «по вере Князя Андрея», дополняет летописец, «и по достоянию к святей Богородица, приведе ему Бог из всех земель мастеры». В храме поместили перенесенную из Вышгорода икону Богоматери, которая впоследствии получила название Владимирской.

Это был довольно вместительный, одноглавый - по мнению Николая Воронина, шестистолпный, трехнефный храм, увенчанный одним стройным барабаном с шлемовидной главой. По высоте (32,3 м) он стал больше даже Софийских соборов Киева и Новгорода.

Стены сложены из хорошо обтесанных блоков белого камня                            с заполнением внутренней части стен бутовым камнем, пролитым известковым раствором. И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки - как внутренние, так и внешние                                                       (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану. осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руки.

По данным раскопок 1951-1952 гг., Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним - лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах - клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158 - 1160 гг. представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены. Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158-1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных  закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158 - 1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов. Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

После пожара 1185 г.  Всеволод III, младший брат Андрея Боголюбского, реконструировал и расширил собор. Старый храм оказался внутри сооруженных с юга, севера и запада обстроек. Новый собор стал более просторным, пятиглавым, с золоченым центральным и посеребренными боковыми куполами. Это один из немногих памятников, где сохранились подлинные творения А. Рублева и Д. Черного (XV в.) Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX в. В этом соборе венчались на великое княжение московские и владимирские князья вплоть до Ивана III (среди них Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Калита). В соборе сохранился древнейший русский некрополь - более 40 захоронений владимирского великокняжеского рода и владимирских архиереев. Здесь покоятся князья: Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, его сын Георгий Всеволодович. В соборе находится символическая гробница с частичкой мощей Александра Невского. В конце XIX в. собор подвергся первой научной реставрации, и с тех пор изучение и реставрация храма практически не прекращаются.

 

8 апреля 2021 г. 16:39 14 апреля 2021 г. 16:55

Фильтр календарь

Все последние обновления текущего раздела