НОВОСТИ

« Назад

Встреча с населением Вязниковского района

26 февраля 2016 года в соответствии с графиком встреч с населением области на 2016 год состоялась встреча начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области с населением Вязниковского района.

01

 

Встреча проходила в здании администрации Вязниковского района. Всего в зале присутствовало около 20 человек, в том числе представители:

1. Администрации Вязниковского района;

2. Администрации сельских поселений;

3. Жители района;

4. Представитель Вязниковского благочиния.

На территории Вязниковского района расположено 289 объектов культурного наследия.

Из общего количества памятников:

- федерального значения – 30;

- регионального значения – 187;

- местного (муниципального) –13;

- выявленных объектов – 59.

По типологической принадлежности ОКН подразделяются:

72 памятников археологии;

188 памятников градостроительства и архитектуры;

29 памятников истории;

0 памятников искусства;

0 достопримечательное место.

Реализация полномочий органами местного самоуправления

на территории Муромского района

На территории Вязниковского района расположено 13 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Полномочия в отношении объектов культурного наследия органами местного самоуправления поселений переданы администрации Вязниковского района.

В муниципальной собственности Вязниковского района находятся 23 объекта культурного наследия, в том числе:

20 – ОКН регионального значения;

1 – ОКН федерального значения;

2 – ОКН местного (муниципального) значения.

02Администрация муниципального образования Вязниковский район осуществляет деятельность в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

- постановлением администрации района от 20.11.2014 № 1613 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования Вязниковский район»;

- постановлением администрации района от 17.09.2014 № 1267 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства»;

- постановлением администрации района от 19.09.2014 № 1284 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение»;

- постановлением администрации района от 20.10.2014 № 1450 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения»;

- постановлением администрации района от 05.12.2014 № 1719 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории Вязниковского района».

Муниципальной программы в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия не имеется.

Назначено должностное лицо, ответственное за реализацию полномочий в сфере культурного наследия: Лариса Николаевна Рустамова – главный специалист управления культуры и молодежной политики администрации Вязниковского района.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а так же в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности района.

Частью 3 статьи 10 Закона №73-ФЗ установлено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляют местные администрации либо муниципальные органы охраны объектов культурного наследия, таким образом администрация Вязниковского района уполномочена на подготовку муниципальной целевой программы по сохранению объектов культурного наследия, находящихся на территории района.

В 2015 году подписано соглашение о взаимодействии администрации Вязниковского района с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия от 20.03.2015 № 101.

Полномочия и обязательства ОМСУ (согласно п.2 Соглашений о взаимодействии между Государственной инспекцией и администрацией):

  • разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;
  • участие в мероприятиях по государственному контролю (совместно с Государственной инспекцией);
  • контроль за состоянием и использованием ОКН местного (муниципального) значения либо находящимся в муниципальной собственности;
  • предоставление информации в Государственную инспекцию о правонарушениях на ОКН;
  • предоставление предложений по разработке законопроектов и нормативных правовых актов;
  • предоставление информации об объектах, обладающих признаками ОКН;
  • предоставление информации о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.

22 октября 2014 года принят Федеральный закон № 315-ФЗ

03«О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 22 января 2015 года).

Данным законом изменен объем полномочий органов местного самоуправления.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны:

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) выдавать задания на установку информационных надписей на ОКН местного (муниципального) значения;

6) размещать сведения о границах территорий и зонах охраны ВСЕХ объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

7) реализовывать иные мероприятия по государственной охране и сохранению ОКН.

Работа Государственной инспекции

04

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия сформированы и направлены в Министерство культуры РФ документы для регистрации в реестр по 175 объектам культурного наследия.

За 2015 год специалистами Государственной инспекции обследовано 56 объектов культурного наследия, оформлено 6 охранных обязательств.

Охранные обязательства

С 22 января 2015 года охранные обязательства носят односторонний характер и утверждаются актами органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 г № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» утверждена форма и порядок подготовки охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включённого в единый реестр объектов культурного наследия. Также утверждён порядок выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве. В Приложении № 1 Приказа утверждается форма охранного обязательства, содержащая 6 разделов, в которых подробно прописывается вся необходимая информация для собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия:

1. Данные об объекте.

2. Требования к сохранению ОКН.

3. Требования к содержанию ОКН.

4. Требования к обеспечению доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к ОКН, включённому в реестр.

5. Требования к размещению наружной рекламы на ОКН, их территориях.

6. Иные обязанности лиц.

Приложение № 2 разъясняет Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца ОКН. Охранные обязательства оформляются в отношении памятников, ансамблей и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия.

Приложение № 3 разъясняет порядок подтверждения лицом выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца ОКН.

Собственник ежегодно предоставляет в орган охраны уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта в произвольной форме.

В данном уведомлении должны содержаться сведения об исполнении требований Охранного обязательства (с приложением фотографий). Уведомление подписывается с указанием даты составления, направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в срок не позднее 1июля года, следующего за отчётным.

Проекты границ территорий объектов культурного наследия

05Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 г № 1745 утверждены требования к составу документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия.

Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению.

Границы территории ОКН могут не совпадать с границами земельных участков, территориальных зон, административными границами, а также границами охранных и защитных зон.

Разработанный проект границ территории предоставляется в 2 экземплярах на рассмотрение в Инспекцию.

Сведения о границах территории и о режиме её использования учитываются в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Отсутствие сведений в ГКН не являются основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия. Информация об утвержденных границах размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется в единый государственный реестр объектов культурного наследия и государственный кадастр недвижимости.

Правонарушения в сфере объектов культурного наследия

06Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия исполняет полномочия по надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 установлен порядок осуществления федерального государственного надзора. Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований. Надзор осуществляется посредством:

- плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки;

- мероприятия по контролю за состоянием ОКН;

- систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Если ОКН, включённый в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или собственника земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия, то должностные лица Инспекции имеют право предъявить в суд иск о безвозмездном изьятии у указанных лиц земельного участка, в границах которго расположен ОКН, являющегося неотъемлемой частью ОКН, либо земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия.

Кроме того, инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утверждён план проверок органов местного самоуправления.

№ п/п

Наименование органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, подлежащего проверке

Дата начала проведения проверки

1

Администрация Гороховецкого района

04.04.2016

2

Администрация округа Муром

01.06.2016

3

Администрация города Суздаль

01.09.2016

4

Администрация г. Ковров

01.02.2016

5

Администрация Вязниковского района

01.03.2016

6

Администрация Александровского района

01.08.2016

7

Администрация Меленковского района

01.11.2016

8

Администрация Собинского района

04.07.2016

За 2015 год на территории Вязниковского района сотрудниками Государственной инспекции по выявленным фактам нарушений действующего законодательства об объектах культурного наследия составлено 3 протокола об административном правонарушении. По составленным протоколам Вязниковским районным судом назначены штрафы на общую сумму 72 500 руб. (полностью оплачены)

Примеры нарушений:

В 6 случаях по выявленным нарушениям выданы предписания об устранении допущенных нарушений:

Итого выявлено нарушений – 10 единиц;

Составлено протоколов – 3 единицы;

Выдано предписаний – 6 единиц.

071. С 22.12.2014 по 11.01.2015 по поручению ЗАО «Фармация» в здании, расположенном по адресу: Владимирская область, Вязниковский р-н, пос. Никологоры, ул. Советская, д. 11, проведены следующие работы: вскрытие полового покрытия 2-го этажа, частичная замена прогнивших половых досок и лаг пола. Несанкционированные работы привели к обрушению межэтажных перекрытий. По результатам проверки в отношении виновного лица составлен протокол об административном правонарушении по статьи 7.14 (Вязниковским городским судом назначен штраф в размере 50000,00 рублей). В дальнейшем ЗАО «Фармация» добровольно устранило неблагоприятные последствия.

082. В период с конца августа по середину сентября 2015 года на здании и земельном участке, расположенном по адресу: г. Вязники, ул. Киселева, д. 40, организованы и проведены земляные и строительные работы на объекте культурного наследия регионального значения «Ансамбль Усадьбы Сеньковых». По результатам проверки в отношении виновного лица составлен протокол об административном правонарушении по статьи 7.14. Вязниковским городским судом Владимирской области назначен штраф в размере 15000,00 рублей.

093. В декабре 2014 года на здании, расположенном по адресу: г. Вязники, ул. Сергиевских, д. 18/7 проведены работы по замене оконных проемов. По результатам проверки в отношении виновного лица составлен протокол об административном правонарушении по статье 7.14. Вязниковским городским судом Владимирской области назначен штраф в размере 7500,00 рублей.

Передача в безвозмездное пользование Владимирской митрополии культовых зданий

Владимирская Митрополия образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 года в пределах Владимирской области и включает в себя 303 прихода, 530 храмов (включая монастырские, храмы в учреждениях и домовые храмы), 8 молитвенных домов, 103 часовни (включая монастырские), 52 часовни-столпа.

Митрополия включает следующие Епархии:

10

-  Александровскую (Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский, Юрьев-Польский районы);

- Владимирскую (г. Владимир, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский, Суздальский районы);

- Муромскую (Вязниковский, Гороховецкий, Муромский, Меленковский, Селивановский районы).

Благочинный – протоиерей Владимир Иванович Соловьев, настоятель Кресто-Воздвиженского храма г. Вязники.

Инспекцией постоянно проводится работа по передаче в безвозмездное пользование Владимирской митрополии культовых зданий и сооружений.

В Вязниковском районе насчитывается 56 культовых памятников, 35 – переданы Владимирской Епархии Русской Православной церкви.

В настоящее время, в связи с образованием Муромской Епархии необходимо срочно оформлять документы для передачи указанных культовых памятников в пользование или собственность Муромской Епархии.

Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяется порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия приступила к оформлению охранных обязательств собственника объекта культурного наследия религиозного назначения.

Обращаем особое внимание представителей Епархии, что все работы, проводимые на объектах культурного наследия религиозного назначения осуществляются на основании выданного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, а также в соответствии с согласованной проектной документацией в Государственной инспекции.

Кроме того, все работы должны проводиться организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению ОКН.

Разработка документации на объекты культурного наследия

Федеральным законом предусмотрена необходимость разработки и утверждения зон охраны объектов культурного наследия, предметов охраны памятников истории и культуры, границ их территорий.

В 2015 году разработано 17 предметов охраны объектов культурного наследия.

Установка информационных надписейна объекты культурного наследия

Федеральным законодательством об объектах культурного наследия предусматривается установка на памятниках истории

и культуры федерального, регионального, местного (муниципального) значения информационных надписей и обозначений, которые содержат информацию об объекте культурного наследия: его наименование, время создания, краткую историческую информацию, категорию историко-культурного значения, а также информацию о том, что данный объект находится под охраной государства.

Информационные надписи и обозначения играют не только познавательную роль для жителей городов и любознательных туристов, но и являются одной из форм охраны объекта культурного наследия от правонарушителей: располагая информацией о том, что данный объект является памятником и находится под охраной государства, правонарушитель получает возможность обдумать свои неправомерные действия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры, а также ответственность за их сохранность возлагается на собственников объектов.

Эта обязанность закреплена федеральным и региональным законодательством в сфере культурного наследия.

Министерство культуры РФ утвердило инструкцию о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (Приказ №142 от 7 августа 2009 г.).

Согласно данному приказу установка информационных надписей на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта.

В том случае, если памятник истории и культуры передан в безвозмездное пользование, то информационную надпись на данном объекте устанавливает пользователь.

К сожалению, несмотря на требования действующего законодательства, многие собственники объектов культурного наследия не только не содержат в надлежащем техническом состоянии принадлежащие им объекты, но и не обеспечивают памятники истории и культуры информационными надписями и обозначениями.

И если проведение работ по сохранению на памятнике истории и культуры связано зачастую со значительными финансовыми затратами, то установка информационной надписи вполне доступна каждому собственнику.

В соответствии с действующим законодательством Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области организует разработку проектов, изготовление и установку информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры.

11

Государственная инспекция настоятельно рекомендует заблаговременно обратиться в орган охраны и получить задание на установку информационных надписей.

Для того, чтобы установить на памятник истории и культуры информационную надпись, необходимо:

- получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия техническое задание на разработку проекта, изготовление и установку информационной надписи на объект культурного наследия;

- в течение 3 месяцев с даты получения задания собственник объекта культурного наследия или его доверенное лицо организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационной надписи и представляет его в двух экземплярах на утверждение в Государственную инспекцию;

- в течение 6 месяцев с даты получения утвержденного проекта информационной надписи собственник организует её изготовление и установку на объект культурного наследия. Государственная инспекция согласовывает эскизные проекты и осуществляет приемку работ по установке информационных надписей на объектах федерального и регионального значения.

В 2015 году инспекцией подготовлены задания на установку информационных надписей на 4 объекта культурного наследия (Дом Таракановых, XIX в. (г. Вязники, ул. Пушкинская, д. 11/2), Дом Никитина, сер. XIX в. (г. Вязники, ул. Советская, д. 55/1), Дом Панникова, 1818 г. (г. Вязники, ул. Сенькова, д. 7/5), Постоялый двор, нач. XX в. (г. Вязники, ул. Сергиевских, д. 3).

В соответствии с возложенными полномочиями Государственная инспекция проводит работу по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, рассмотрению и согласованию проектной документации на проведение указанных работ и иных работ на территории объектов культурного наследия.

За 2015 год Государственной инспекцией выдано 7 заданий на проведение работ по сохранению.

Согласована 1 ед. научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия.

Выдано разрешений на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия – 3 ед.

Порядок выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению ОКН на территории Владимирской области, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ, согласование исходно-разрешительных документов, проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, расположенных в границах территорий достопримечательных мест, выдача заключения о допустимости переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является объектом культурного наследия, установлен постановлением Губернатора области от 09.02.2011 №86.

Размещение вывесок и средств наружной рекламы и информации

За 2015 год Государственной инспекцией рассмотрено 2 проекта размещения средств наружной рекламы и информации, из них согласована 1 единица.

Статьей 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что собственник при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии, обязан:

- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия;

- не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия
не определен.

20.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.03.2015 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Закон устанавливает прямой запрет на распространение наружной рекламы на памятниках, ансамблях и их территориях. Его реализация позволяет сохранить исторический облик зданий и сооружений, который может значительно изменяться и даже подвергаться опасности из-за размещения рекламных конструкций.

Закон предусматривает защиту достопримечательных мест. Размещение наружной рекламы ограничивается федеральным или региональным органом охраны – требования по ее размещению должны вноситься в правила землепользования и застройки. Данный закон допускает размещение наружной рекламы только в том случае, если она содержит информацию о проводимых в здании или на территории памятника театрально-зрелищных, культурно-просветительных и развлекательных мероприятиях, в том числе и информацию об их спонсорах (это сделано в целях привлечения публики к посещению таких мероприятий и популяризации деятельности организаций, расположенных на объектах культурного наследия и их территориях).

Разрешение на установку рекламной конструкции может быть оспорено органами охраны объектов культурного наследия в случае, если такое разрешение выдано с нарушением требований к сохранению внешнего облика объекта культурного наследия.

Действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется на вывески (согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан разместить на вывеске фирменное наименование своей организации, адрес и режим ее работы).

В настоящее время требования к размещению средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, их территориях и зданиях, находящихся в достопримечательных местах, установлены приказом Государственной инспекции от 07.09.2011 № 183-01-05, который опубликован на официальном сайте Государственной инспекции  http://giookn.avo.ru.

Согласно приказу необходимо соблюдать следующие условия:

- размещение без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасадов объекта культурного наследия;

- информационное поле вывески должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов) без использования непрозрачной основы для крепления отдельных элементов вывески, выделяющихся на фасаде здания и сооружения;

- ограниченное использование фирменных цветов и цветосочетаний, гармония с цветовой гаммой фасада.

Ранее размещенные реклама и вывески должны быть приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства об охране объектов культурного наследия, в противном случае они подлежат демонтажу.

Упорядоченные и гармонично размещенные на объектах культурного наследия вывески призваны нести позитив и быть визитной карточкой города.

Во исполнение поручений Губернатора области С.Ю. Орловой по демонтажу незаконно размещённых средств наружной рекламы и информации.

На территории Вязниковского района был осуществлен демонтаж незаконно размещенных СНРИ — 27 единиц, составлено протоколов об административных правонарушениях за незаконное размещение СНРИ — 35 единиц.

 

Памятники археологии

 

В Вязниковском районе 72 объекта археологического наследия: 24 – федерального значения и 48 выявленных объектов.

Основным документом, регламентирующим земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На территории области действует закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области, а также постановление Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области».

Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

С 22 января вступили в действие поправки к Федеральному закону от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Большая их часть касается объектов археологического наследия. В новом законодательстве очень подробно расписан порядок проведения археологических полевых работ, дано определение видов археологических работ. Которые подразделяются на разведки, раскопки и наблюдения. Таким же нововведением является экспертиза земельных участков путем археологической разведки в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия. На таких земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, предварительно проводится археологическая разведка для подтверждения отсутствия или наличия объектов археологического наследия.

Согласно действующему законодательству проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности в границах территорий ОКН должно проводиться по согласованию с Госинспекцией.

Выделение земельных участков под строительство в районе также должно быть согласовано с органом охраны, поскольку хозяйственное освоение территорий археологических памятников ограничено. Продажа земель из фонда района также должна проходить проверку на наличие памятников археологии.

Все объекты культурного и археологического наследия должны быть отображены в документах территориального планирования.

В 2015 г. Госинспекцией рассмотрены: Схема территориального планирования Вязниковского района, внесения изменений в генеральные планы муниципальных образований Паустовское и Октябрьское сп.

В границах территорий объектов археологического наследия устанавливается особый режим использования, в соответствии с которым на данной территории разрешается деятельность научно-исследовательских организаций, связанная с проведением археологических исследований, консервация и музеефикация памятников, благоустройство территории и сохранение выраженных в рельефе элементов – курганных насыпей на основании согласованных с органом охраны проектов, покос травы. Запрещено строительство объектов капитального строительства, проведение строительных, мелиоративных, геолого-разведочных и изыскательских работ, связанных с нарушением почвенного покрова, распашка земельных участков, снятие дерна и выемка грунта, предоставление садоводческих и дачных земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Согласно статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации объекты археологического наследия относятся к землям историко-культурного назначения и должны использоваться строго в соответствии с их целевым назначением.

 

«Черные копатели»

По имеющейся в Государственной инспекции информации на объектах археологического наследия области и, в частности, на территории Вязниковского района (Пирово Городище, селище Глубоково, селище Лужки) выявлены следы работы "черных археологов" - кладоискателей, имеющих в своем арсенале не только лопаты, но и металлодетекторы, георадары, аппараты GPS-навигации.

Грабительские раскопки с использованием металлодетектора наносят значительный ущерб объектам археологического наследия, поскольку в результате их извлекается значительное количество средневековых изделий из металла, находящихся в культурном слое, и памятник теряет свою научную целостность.

Данные действия в соответствии со статьей 243 УК РФ и статьями 7.14 и 7.15 КоАП РФ влекут уголовную и административную ответственность. Государственной инспекции удается выявить лишь следы подобной деятельности - грабительские раскопы на территории памятника археологии. Задержать правонарушителей имеют право сотрудники органов УВД.

В случае выявления правонарушителей необходимо изымать у них все находки, а также оборудование, используемое для несанкционированных раскопок, а самих – привлекать к ответственности.

В 2014 году президент России подписал закон, который вводит уголовную ответственность для любителей «чёрной археологии». За поиск и изъятие ценных предметов из мест залегания нарушителям грозит до шести лет лишения свободы.

Также уголовное наказание вводится за уклонение от обязательной передачи государству артефактов особой культурной ценности.

Санкции за уничтожение или повреждение объектов археологического, исторического и культурного наследия также увеличились с пяти до шести лет лишения свободы. А штрафы повысились с 500 тысяч до семи миллионов рублей.

Но для того, чтобы новый закон был действенным требуются совместные усилия и правоохранительных органов, и местных органов власти, особенно поселковых администраций. И, конечно, всё наше общество не должно равнодушно наблюдать за разрушительной охотой «чёрных копателей».