НОВОСТИ

« Назад

Встреча с населением Селивановского района

Встреча с населением Селивановского района

 

21 апреля 2017 года в соответствии с графиком встреч с населением области

 на 2017 год состоялась встреча начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области с населением Селивановского района.

 

Встреча проходила в здании администрации по адресу: пос. Красная Горбатка, ул. Красноармейская, д. 12, актовый зал администрации района. На встрече присутствовало 15 человек.

 

Статистическая информация:

 

На территории Селивановского района расположено 33 объекта культурного наследия.

Из общего количества памятников:

- федерального значения – 3;

- регионального значения – 11;

- местного (муниципального) –0;

- выявленных объектов – 19.

 

По типологической принадлежности ОКН подразделяются:

18 памятников археологии;

13 памятников градостроительства и архитектуры;

2 памятника истории;

0 памятником искусства;

0 достопримечательных мест.

 

В Селивановском районе 5 муниципальных образований, в которых объекты культурного наследия распределены следующим образом:

- МО пос. Красная Горбатка- 2 окн (соглашение о в/д от 22.08.2008 №15);

- Волосатовское сельское поселение- 2 окн (соглашение о в/д от 21.04.2009 №31);

- Новлянское сельское поселение- 10 окн (соглашение о в/д от 21.04.2009 №32);

- Малышевское сельское поселение- 17 окн (соглашение о в/д от 20.08.2009 №58);

- Чертковское сельское поселение- 2 окн (соглашение о в/д от 02.06.2009 № 40).

 

Реализация полномочий органами местного самоуправления

 

На  территории Селивановского района отсутствуют объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

В муниципальной собственности отсутствуют  объекты культурного наследия.

Муниципально-правовые акты отсутствуют.

 В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002
 № 73-ФЗ «Об объектов культурного наследия (памятников истории
 и культуры) народов Российской Федерации», а так же в соответствии
 со ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности района.

Государственной инспекцией оформлены соглашения о взаимодействии в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного.

Полномочия по государственной охране ОКН переданы в Селивановский район. Ответственный- Матаскина Валентина Викторовна (начальник управления культуры).

 

Полномочия и обязательства ОМСУ (согласно п.2 Соглашений
о взаимодействии между Государственной инспекцией
и администрацией):

  •  разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;
  •  участие в мероприятиях по государственному контролю (совместно с Государственной инспекцией);
  •  контроль за состоянием и использованием ОКН местного (муниципального) значения либо находящимся в муниципальной собственности;
  •  предоставление информации в Государственную инспекцию
     о правонарушениях на ОКН;
  • предоставление предложений по разработке законопроектов
     и нормативных правовых актов;
  • предоставление информации об объектах, обладающих признаками ОКН;
  • предоставление информации о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.

 

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны:

 

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью                      в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях
 о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) размещать сведения о границах территории и зонах охраны ВСЕХ объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе
 в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

6) реализовывать иные мероприятия по государственной охране
 и сохранению ОКН.

Работа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия

 

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия проводится работа по формированию и направлению в Министерство культуры РФ документов, для присвоения регистрационного номера объектам культурного наследия. На сегодняшний день зарегистрировано 10 объектов культурного наследия. Оставшаяся часть объектов будет отправлена на регистрацию в течении 2017 года.

Государственной инспекцией за 2016 год оформлено 2 охранных обязательства, разработано 2 паспорта, утверждены предметы охраны на 3 объекта культурного наследия, составлена 1 учетная карта и обследовано 4 объект культурного наследия.

 

Охранные обязательства

 

С 22 января 2015 года охранные обязательства носят односторонний характер, утверждаются актами органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 г № 1887 «О реализации отдельных положений статей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» утверждена форма и порядок подготовки охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия. Так же утвержден порядок выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве. 

Собственник ежегодно предоставляет в орган охраны уведомление о выполнении требований охранного обязательства
в отношении принадлежащего ему объекта в произвольной форме.

В данном уведомлении должны содержаться сведения
 об исполнении требований Охранного обязательства (с приложением фотографий).

За 2016 год отсутствуют уведомления о выполнении требований охранных обязательств.

К сожалению, собственники по собственной инициативе не желают предоставлять отчетную документацию. Уведомления приходят только после направления сотрудниками Государственной инспекции дополнительных писем об истечении срока предоставлении отчета.

 

Правонарушения в сфере объектов культурного наследия

 

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия исполняет полномочия по надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 установлен порядок осуществления федерального госнадзора. Федеральный государственный надзор направлен
 на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
требований. Надзор осуществляется посредством:

- плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки;

- мероприятия по контролю за состоянием ОКН;

- систематического наблюдения за исполнения обязательных требований;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Если ОКН, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или собственника земельного участка,
в границах котогорого расположен объект археологического наследия, то должностные лица Инспекции имеют право предъявить в суд иск
 о безвозмездном изьятии
у указанных лиц земельного участка
 в границах которго расположен ОКН, являющегося неотъемлемой частью ОКН, либо земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия.

Кроме того, инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований
в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утвержден план проверок органов местного самоуправления.

За 2015-2016 год правонарушения отсутствуют.

 

Работы по сохранению объектов культурного наследия

 

В соответствии с возложенными полномочиями Государственная инспекция проводит работу по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, рассмотрению  и согласованию научно-проектной документации на проведение указанных работ и иных работ на территории объектов культурного наследия.

Работы по сохранению памятников проводятся на основании задания, разрешения на проведение указанных работ, а также согласованной научно-проектной документации.

Порядок выдачи заданий, разрешений на проведение работ по сохранению ОКН, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ, для объектов культурного наследия установлен приказами Министерства культуры Российской Федерации от 08.06. 2016 № 1278, от 21.10.2015 №2625, 05.06.2015 №1749.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Также установлено, что проектные и производственные работы по должны проводиться физическими лицами, аттестованными Министерством культуры РФ, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Лицензирование и аттестация специалистов относится к полномочиям Министерства культуры РФ.

Следует отметить, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, а также выдача разрешения осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Важно знать, что при согласовании научно-проектной документации помимо положительного заключения историко-культурной экспертизы требуется наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В данном случае при производстве работ осуществляется государственный строительный надзор за указанными работами и государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, разработавшее проектную документацию, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется:

-собственником;

-или иным законным владельцем указанного объекта;

-либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта;

при обязательном участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Подведя итог вышесказанному, для проведения работ
по сохранению объекта культурного наследия необходимо:

1. Получить в Государственной инспекции задание на проведение работ по сохранению памятника истории и культуры, которое устанавливает необходимый состав разрабатываемой научно-проектной документации.

2. Получить в инспекции разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы на объекте культурного наследия. Разработать научно-проектную документацию в соответствии с заданием.

3. Обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и представить положительное заключение данной экспертизы в Государственную инспекцию.

4. Согласовать научно-проектную документацию
с Государственной инспекцией.

5. Получить в инспекции разрешение на проведение работ
по сохранению объекта культурного наследия.

6. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представить в Государственную инспекцию отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах,
на утверждение.

7. Осуществить приемку работ по сохранению объекта культурного  наследия при участии представителей Государственной инспекции.

 

В Селивановском районе 13 культовых объектов (религиозного назначения). Обращаем особое внимание представителей Епархии, что все работы, проводимые на объектах культурного наследия религиозного назначения осуществляются на основании выданного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, а также в соответствии с согласованной проектной документацией в Государственной инспекции.

Кроме того, все работы должны проводиться организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению ОКН.

В нарушение требований законодательства многие собственники и пользователи памятников истории и культуры не принимают меры по сохранению объектов культурного наследия: не разработана проектно-сметная документация по сохранению памятников, не проводятся противоаварийные, консервационные и ремонтно-реставрационные работы. Бездействие и отсутствие мер по сохранению памятников создают угрозу нарушения целостности и сохранности памятников истории и культуры.

 

О регулировании градостроительной деятельности в границах территории объектов культурного наследия и их зонах охраны

 

На сегодняшний день большинство объектов культурного наследия на сегодняшний день, не имеют зон охраны и фактически слабо защищены от возможного негативного влияния в результате нового хозяйственного освоения прилегающих земельных участков, а также активной градостроительной деятельности.

В 2016 году на основании Федерального закона от 05.04.2016   № 95-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, касающиеся защитных зон объектов культурного наследия.

На основании ст.34.1 указанного Федерального закона защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:

- для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;

- для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места.

 

Археология

 

В Селивановском районе 18 объектов археологического наследия:

- 15 памятников археологии – выявленные объекты;

- 3 памятника археологии – федерального значения.

Основными документами, регламентирующими земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия являются:

- Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

- Областной закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области, а также,

- постановление Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области».

Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

С 2015 года введены поправки к Федеральному закону от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Большая их часть касается объектов археологического наследия. В новом законодательстве очень подробно расписан порядок проведения археологических полевых работ, дано определение видов археологических работ. Которые подразделяются на разведки, раскопки и наблюдения. Таким же нововведением является экспертиза земельных участков путем археологической разведки в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия. На таких земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, предварительно проводится археологическая разведка для подтверждения отсутствия или наличия объектов  археологического наследия.

Согласно действующему законодательству проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности в границах территорий ОКН должно проводиться по согласованию с Госинспекцией.

Выделение земельных участков под строительство в районе также должно быть согласовано с органом охраны, поскольку хозяйственное освоение территорий археологических памятников ограничено. Продажа земель из фонда района также должна проходить проверку на наличие памятников археологии.

В границах территорий объектов археологического наследия устанавливается особый режим использования, в соответствии с которым на данной территории разрешается деятельность научно-исследовательских организаций, связанная с проведением археологических исследований, консервация и музеефикация памятников, благоустройство территории и сохранение выраженных в рельефе элементов – курганных насыпей на основании согласованных с органом охраны проектов, покос травы. Запрещено строительство объектов капитального строительства, проведение строительных, мелиоративных, геолого-разведочных и изыскательских работ, связанных с нарушением почвенного покрова, распашка земельных участков, снятие дерна и выемка грунта, предоставление садоводческих и дачных земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Все объекты культурного и археологического наследия должны быть отображены в документах территориального планирования.

В Генпланы муниципальных образований района необходимо вносить  поправки, в связи с изменениями законодательства об объектах культурного наследия. В частности, со ст. 34.1 №73-ФЗ.

         Согласно ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, вступившей в силу с 03.10. 2016, защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

«Черные копатели»

По имеющейся в Государственной инспекции информации на объектах археологического наследия области, в том числе, в Селивановском районе выявлены следы работы "черных археологов" - кладоискателей, имеющих в своем арсенале не только лопаты, но и металлодетекторы, георадары, аппараты GPS-навигации.

Грабительские раскопки с использованием металлодетектора наносят значительный ущерб объектам археологического наследия, поскольку в результате их извлекается значительное количество средневековых изделий из металла, находящихся в культурном слое, и памятник теряет свою научную целостность.

Данные действия в соответствии со статьей 243 УК РФ и статьями 7.14 и  7.15 КоАП РФ влекут уголовную и административную ответственность. Государственной инспекции удается выявить лишь следы подобной деятельности - грабительские раскопы на территории памятника археологии. Задержать правонарушителей имеют право сотрудники органов УВД.

В случае выявления правонарушителей необходимо изымать у них все находки, а также оборудование, используемое для несанкционированных раскопок, а самих – привлекать к ответственности.

В 2014 году президент России подписал закон, который вводит уголовную ответственность для любителей «чёрной археологии». За поиск и изъятие ценных предметов из мест залегания нарушителям грозит до шести лет лишения свободы.

Также уголовное наказание вводится за уклонение от обязательной передачи государству артефактов особой культурной ценности.

Санкции за уничтожение или повреждение объектов археологического, исторического и культурного наследия также увеличились с пяти до шести лет лишения свободы. А штрафы повысились с 500 тысяч до семи миллионов рублей.

Но для того, чтобы новый закон был действенным требуются совместные усилия и правоохранительных органов, и местных органов власти, особенно поселковых администраций. И, конечно, всё наше общество не должно равнодушно наблюдать за разрушительной охотой «чёрных копателей».