НОВОСТИ

« Назад

Встреча с населением Муромского района

27 января 2016 года в соответствии с графиком встреч с населением области на 2016 год состоялась встреча заместителя начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области с населением Муромского района.

01

Встреча проходила в здании администрации Муромского района. Всего в зале присутствовало более 35 человек, в том числе представители:

1. Администрации Муромского района;

2. Администрации сельских поселений;

3. Жители района.

 

На территории Муромского района расположено 103 объекта культурного наследия.

Из общего количества памятников:

- федерального значения – 27;

- регионального значения – 30;

- местного (муниципального) – 0;

- выявленных объектов – 46.

По типологической принадлежности ОКН подразделяются:

82 памятников археологии;

21 памятников градостроительства и архитектуры;

0 памятников истории;

0 памятников искусства;

0 достопримечательное место.

Реализация полномочий органами местного самоуправления на территории Муромского района

В соответствии со статьёй 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение объектов культурного наследия, находящихся в их собственности.

Частью 3 статьи 10 закона №73-ФЗ установлено, что меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия осуществляют местные администрации либо муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

По сведениям, предоставленным администрацией Муромского района (от 23.12.2015 № ОАС-2589-01-46), муниципальные целевые программы в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия отсутствуют.

В Муромском районе приняты следующие правовые акты:

021. Постановление Главы района от 29.12.2012 № 1538 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Муромского района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций».

2. Постановление Главы администрации района «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и утверждение проектов планировки территории Муромского района» – планируемый срок 31.12.2015 (на данный момент находится в разработке).

Полномочия сельских поселений переданы в район, но регламенты не разработаны.

С муниципальными образованиями Муромского района Государственной инспекцией оформлены соглашения о взаимодействии в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (с Ковардицким сельским поселение от 13.04.2010 г № 81, с Борисоглебским сельским поселением от 13.04.2010 № 83).

Полномочия и обязательства ОМСУ (согласно п.2 Соглашений о взаимодействии между Государственной инспекцией и администрацией):

  • разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;
  • участие в мероприятиях по государственному контролю (совместно с Государственной инспекцией);
  • контроль за состоянием и использованием ОКН местного (муниципального) значения либо находящихся в муниципальной собственности;
  • предоставление информации в Государственную инспекцию о правонарушениях на ОКН;
  • предоставление предложений по разработке законопроектов и нормативных правовых актов;
  • предоставление информации об объектах, обладающих признаками ОКН;
  • предоставление информации о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.

22 октября 2014 года принят Федеральный закон № 315-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 22 января 2015 года).

Данным законом изменен объем полномочий органов местного самоуправления.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны:

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) выдавать задания на установку информационных надписей на ОКН местного (муниципального) значения;

6) размещать сведения о границах территорий и зонах охраны ВСЕХ объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

7) реализовывать иные мероприятия по государственной охране и сохранению ОКН.

Работа Государственной инспекции в Муромском районе

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия сформированы и направлены в Министерство культуры РФ документы для регистрации в реестр по 8 объектам культурного наследия, расположенных в Муромском районе.

В 2015 г. в Муромском районе специалистами Государственной инспекции оформлено 1 охранное обязательство (Церковь Рождества Христова Борисоглебского монастыря», XVII в., расположенная по адресу: Владимирская область, Муромский район, с. Борисоглеб, утверждённое приказом № 426-01-05 от 04.12.2015).

Охранные обязательства

С 22 января 2015 года охранные обязательства носят односторонний характер и утверждаются актами органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 г № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» утверждена форма и порядок подготовки охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включённого в единый реестр объектов культурного наследия. Также утверждён порядок выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве. В Приложении № 1 Приказа утверждается форма охранного обязательства, содержащая 6 разделов, в которых подробно прописывается вся необходимая информация для собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия:

031. Данные об объекте.

2. Требования к сохранению ОКН.

3. Требования к содержанию ОКН.

4. Требования к обеспечению доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к ОКН, включённому в реестр.

5. Требования к размещению наружной рекламы на ОКН, их территориях.

6. Иные обязанности лиц.

Приложение № 2 разъясняет Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца ОКН. Охранные обязательства оформляются в отношении памятников, ансамблей и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия.

Приложение № 3 разъясняет порядок подтверждения лицом выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца ОКН.

Собственник ежегодно предоставляет в орган охраны уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта в произвольной форме.

В данном уведомлении должны содержаться сведения об исполнении требований Охранного обязательства (с приложением фотографий). Уведомление подписывается с указанием даты составления, направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в срок не позднее 1июля года, следующего за отчётным.

Проекты границ территорий объектов культурного наследия

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 г № 1745 утверждены требования к составу документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия.

04Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению.

Границы территории ОКН могут не совпадать с границами земельных участков, территориальных зон, административными границами, а также границами охранных и защитных зон.

Разработанный проект границ территории предоставляется в 2 экземплярах на рассмотрение в Инспекцию.

Сведения о границах территории и о режиме её использования учитываются в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Отсутствие сведений в ГКН не являются основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия. Информация об утвержденных границах размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется в единый государственный реестр объектов культурного наследия и государственный кадастр недвижимости.

Правонарушения в сфере объектов культурного наследия

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия исполняет полномочия по надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 установлен порядок осуществления федерального государственного надзора. Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований. Надзор осуществляется посредством:

- плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки;

- мероприятия по контролю за состоянием ОКН;

- систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Если ОКН, включённый в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или собственника земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия, то должностные лица Инспекции имеют право предъявить в суд иск о безвозмездном изьятии у указанных лиц земельного участка, в границах которго расположен ОКН, являющегося неотъемлемой частью ОКН, либо земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия.

Кроме того, инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утверждён план проверок органов местного самоуправления.

№ п/п

Наименование органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления, подлежащего проверке

Дата начала проведения проверки

1

Администрация Гороховецкого района

04.04.2016

2

Администрация округа Муром

01.06.2016

3

Администрация города Суздаль

01.09.2016

4

Администрация г. Ковров

01.02.2016

5

Администрация Вязниковского района

01.03.2016

6

Администрация Александровского района

01.08.2016

7

Администрация Меленковского района

01.11.2016

8

Администрация Собинского района

04.07.2016

За 2015 год правонарушений на объектах культурного наследия не выявлено.

Передача в безвозмездное пользование Владимирской митрополии культовых зданий

Владимирская Митрополия образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 года в пределах Владимирской области и включает в себя: 303 прихода, 530 храмов (включая монастырские, храмы в учреждениях и домовые храмы), 8 молитвенных домов, 103 часовни (включая монастырские), 52 часовни-столпа.

Митрополия включает следующие Епархии:

- Александровскую (Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский, Юрьев-Польский районы);

- Владимирскую (г. Владимир, Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский, Суздальский районы);

- Муромскую (Вязниковский, Гороховецкий, Муромский, Меленковский, Селивановский районы).

Инспекцией постоянно проводится работа по передаче в безвозмездное пользование Владимирской митрополии культовых зданий и сооружений.

Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяется порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Государственная инспекция приступила к оформлению охранных обязательств собственников объектов культурного наследия религиозного назначения.

Обращаем особое внимание представителей Епархии, что все работы, проводимые на объектах культурного наследия религиозного назначения, осуществляются на основании выданного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, а также в соответствии с согласованной проектной документацией в Государственной инспекции.

Кроме того, все работы должны проводиться организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению ОКН.

Разработка документации на объекты культурного наследия

Федеральным законом предусмотрена необходимость разработки и утверждения зон охраны объектов культурного наследия, предметов охраны памятников истории и культуры, границ их территорий.

В 2015 году разработан и утверждён приказом инспекции от 11.12.2015 № 472-01-05 1 (один) предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Вознесенская церковь, XIX в.» (Муромский район, с. Благовещенское).

Установка информационных надписейна объекты культурного наследия

Федеральным законодательством об объектах культурного наследия предусматривается установка на памятниках истории и культуры федерального, регионального, местного (муниципального) значения информационных надписей и обозначений, которые содержат информацию об объекте культурного наследия: его наименование, время создания, краткую историческую информацию, категорию историко-культурного значения, а также информацию о том, что данный объект находится под охраной государства.

Информационные надписи и обозначения играют не только познавательную роль для жителей городов и любознательных туристов, но и являются одной из форм охраны объекта культурного наследия от правонарушителей: располагая информацией о том, что данный объект является памятником и находится под охраной государства, правонарушитель получает возможность обдумать свои неправомерные действия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры, а также ответственность за их сохранность возлагается на собственников объектов. Эта обязанность закреплена федеральным и региональным законодательством в сфере культурного наследия.

Министерство культуры РФ утвердило инструкцию о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (Приказ №142 от 7 августа 2009 г.).

Согласно данному приказу установка информационных надписей на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплён на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта.

В том случае, если памятник истории и культуры передан в безвозмездное пользование, то информационную надпись на данном объекте устанавливает пользователь.

К сожалению, несмотря на требования действующего законодательства, многие собственники объектов культурного наследия не только не содержат в надлежащем техническом состоянии принадлежащие им объекты, но и не обеспечивают памятники истории и культуры информационными надписями и обозначениями. И если проведение работ по сохранению на памятнике истории и культуры зачастую связано со значительными финансовыми затратами, то установка информационной надписи вполне доступна каждому собственнику.

В соответствии с действующим законодательством Государственная инспекция организует разработку проектов, изготовление и установку информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры.

Государственная инспекция настоятельно рекомендует заблаговременно обратиться в орган охраны и получить задание на установку информационных надписей.

Для того чтобы установить на памятник истории и культуры информационную надпись, необходимо:

- получить в Государственной инспекции техническое задание на разработку проекта, изготовление и установку информационной надписи на объект культурного наследия;

- в течение 3 месяцев с даты получения задания собственник объекта культурного наследия или его доверенное лицо организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационной надписи и представляет его в двух экземплярах на утверждение в Государственную инспекцию;

- в течение 6 месяцев с даты получения утверждённого проекта информационной надписи собственник организует её изготовление и установку на объект культурного наследия.

Государственная инспекция согласовывает эскизные проекты и осуществляет приёмку работ по установке информационных надписей на объектах федерального и регионального значения.

В 2014-2015 годах Государственной инспекцией не выдавались задания на установку информационных надписей в Муромском районе.

Работы по сохранению объектов культурного наследия

В соответствии с возложенными полномочиями Государственная инспекция проводит работу по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, рассмотрению и согласованию проектной документации на проведение указанных работ и иных работ на территории объектов культурного наследия.

За 2015 г. Государственной инспекцией выдано 1 задание на проведение работ по сохранению в Муромском районе: «Церковь Рождества Христова Борисоглебского монастыря, XVII в.», Муромский район, с. Борисоглеб.

За согласованием научно-проектной документации и разрешением на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, расположенных в Муромском районе, в Государственную инспекцию обращений не поступало.

Размещение вывесок и средств наружной рекламы и информации

Статьей 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что собственник при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания его в надлежащем техническом состоянии, обязан:

- не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия;

- не проводить работы, изменяющие облик, объёмно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определён.

20.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 08.03.2015 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе» и Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Закон устанавливает прямой запрет на распространение наружной рекламы на памятниках, ансамблях и их территориях. Его реализация позволяет сохранить исторический облик зданий и сооружений, который может значительно изменяться и даже подвергаться опасности из-за размещения рекламных конструкций.

Закон предусматривает защиту достопримечательных мест. Размещение наружной рекламы ограничивается федеральным или региональным органом охраны – требования по ее размещению должны вноситься в правила землепользования и застройки. Данный закон допускает размещение наружной рекламы только в том случае, если она содержит информацию о проводимых в здании или на территории памятника театрально-зрелищных, культурно-просветительных и развлекательных мероприятиях, в том числе и информацию об их спонсорах (это сделано в целях привлечения публики к посещению таких мероприятий и популяризации деятельности организаций, расположенных в объектах культурного наследия и на их территориях).

Разрешение на установку рекламной конструкции может быть оспорено органами охраны объектов культурного наследия в случае, если такое разрешение выдано с нарушением требований к сохранению внешнего облика объекта культурного наследия.

Действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется на вывески (согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан разместить на вывеске фирменное наименование своей организации, адрес и режим её работы).

В настоящее время требования к размещению средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, их территориях и зданиях, находящихся в достопримечательных местах, установлены приказом Государственной инспекции от 07.09.2011 № 183-01-05, который опубликован на официальном сайте Государственной инспекции  http://giookn.avo.ru.

Согласно приказу необходимо соблюдать следующие условия:

- размещение без ущерба композиции, стилистике, отделке, декоративному убранству фасадов объекта культурного наследия;

- информационное поле вывески должно выполняться из отдельных элементов (букв, обозначений, декоративных элементов) без использования непрозрачной основы для крепления отдельных элементов вывески, выделяющихся на фасаде здания и сооружения;

- ограниченное использование фирменных цветов и цветосочетаний, гармония с цветовой гаммой фасада.

Ранее размещенные реклама и вывески должны быть приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства об охране объектов культурного наследия, в противном случае они подлежат демонтажу.

Упорядоченные и гармонично размещённые на объектах культурного наследия вывески призваны нести позитив и быть визитной карточкой города.

На территории Муромского района отсутствуют незаконно размещённые рекламные конструкций.

Памятники археологии Муромского района

В Муромском районе 82 объекта археологического наследия: 26 – федерального значения, 11 – регионального значения, 45 выявленных объектов.

Основным документом, регламентирующим земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На территории области действует закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области», а также постановление Губернатора области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области».

Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

С 25 января вступили в действие поправки к Федеральному закону от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Большая их часть касается объектов археологического наследия. В новом законодательстве очень подробно расписан порядок проведения археологических полевых работ, дано определение видов археологических работ. Работы подразделяются на разведки, раскопки и наблюдения. Таким же нововведением является экспертиза земельных участков путём археологической разведки в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия. На таких земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, предварительно проводится археологическая разведка для подтверждения отсутствия или наличия объектов археологического наследия.

«Чёрные копатели»

По имеющейся в Государственной инспекции информации на объектах археологического наследия области и, в частности, на территории Муромского района (Курганные могильники «Вареж» 1, 2, 3, 4, 5, 6; «Захаровские бугры») выявлены следы работы "чёрных археологов" – кладоискателей, имеющих в своем арсенале не только лопаты, но и металлодетекторы, георадары, аппараты GPS-навигации.

Грабительские раскопки с использованием металлодетектора наносят значительный ущерб объектам археологического наследия, поскольку в результате них извлекается значительное количество средневековых изделий из металла, находящихся в культурном слое, и памятник теряет свою научную целостность.

Данные действия в соответствии со статьёй 243 УК РФ и статьями 7.14 и 7.15 КоАП РФ влекут уголовную и административную ответственность. Государственной инспекции удаётся выявить лишь следы подобной деятельности – грабительские раскопы на территории памятника археологии. Задержать правонарушителей имеют право сотрудники органов МВД.

В случае выявления правонарушителей необходимо изымать у них все находки, а также оборудование, используемое для несанкционированных раскопок, а самих "чёрных копателей" привлекать к ответственности.

В 2014 году Президент России подписал закон, который вводит уголовную ответственность для любителей «чёрной археологии». За поиск и изъятие ценных предметов из мест залегания нарушителям грозит до шести лет лишения свободы.

Также уголовное наказание вводится за уклонение от обязательной передачи государству артефактов особой культурной ценности.

Санкции за уничтожение или повреждение объектов археологического, исторического и культурного наследия увеличились с пяти до шести лет лишения свободы, а штрафы повысились с 500 тысяч до семи миллионов рублей.

Но для того, чтобы новый закон был действенным, требуются совместные усилия и правоохранительных органов, и местных органов власти, особенно поселковых администраций. И, конечно, всё наше общество не должно равнодушно наблюдать за разрушительной охотой «чёрных копателей».