НОВОСТИ

« Назад

Встреча с населением Камешковского района

21 декабря 2016 года в соответствии с графиком встреч с населением области  на 2016 год состоялась встреча заместителя начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области с населением Камешковского района.

Встреча проходила в здании администрации Камешковского района. Всего в зале присутствовало 20 человек.

Статистическая информация:

На территории Камешковского района  расположено 95 объектов культурного наследия.

Из общего количества памятников:

29 федерального значения;

56 регионального значения;

местного (муниципального) значения отсутствуют;

10 выявленных объектов.

 

По типологической принадлежности ОКН подразделяются:

28 памятников археологии;

66 памятников градостроительства и архитектуры;

1 памятник истории;

памятники искусства отсутствуют;

достопримечательные места отсутствуют.

Реализация полномочий органами местного самоуправления

На  территории района отсутствуют объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

Наименование памятника

Адрес и место нахождения

Балансовая принадлежность

  1.  

«Здание школы, XIX век»

 Региональное значение

г.  Камешково,

 ул. Ленина д. 2

Отдел образования и проблем семьи администрации Камешковского района

  1.  

«Дом, в котором жил  в 1879 году  композитор Бородин Александр Порфирьевич»

Регионального значения

 (Камешковский историко-краеведческий музей, музей - экспозиция)

Камешковский район,

с. Давыдово

Муниципальная собственность

 

Должностные лица администрации Камешковского района:

 

Должность

Ф.И.О.

Администрация Камешковского района

1

Глава администрации Камешковского района

Курганский Анатолий Захарович

2

Заместитель главы администрации района по социальным вопросам

Родионова Наталья Владимировна

3

Заместитель главы администрации по экономике и вопросам архитектуры и градостроительства

Травин Игорь Алексеевич

4

Заведующий отделом  архитектуры и градостроительства администрации района

Клюева Наталья Дмитриевна

5

Заведующий отделом имущественных и земельных отношений администрации района

Заботина Людмила Николаевна

6

Начальник МКУ «Комитет культуры, спорта, туризма и молодёжной политики Камешковского района»

Атаманова Елена Михайловна

Муниципальные образования района

1

Глава администрации МО Второвское

Игонина Надёжда Фёдоровна

2

Глава администрации МО Брызгаловское

Соловьёв Дмитрий Анатольевич

3

Глава администрации МО Вахромеевское

Опалева Валентина Сергеевна

4

Глава администрации МО Сергеихинское

Кушаков Олег Николаевич

5

Глава администрации МО Пенкинское

Трифонов Сергей Владимирович

6

Глава Камешковского района

Бутряков Дмитрий Анатольевич

 

Ответственное лицо за реализацию полномочий в сфере культурного наследия: Родионова Наталья Владимировна – заместитель главы администрации района по социальным вопросам.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002
 № 73-ФЗ «Об объектов культурного наследия (памятников истории
 и культуры) народов Российской Федерации», а так же в соответствии
 со ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности района (окн местного (муниципального) значения отсутствуют).

В целях организации взаимодействия и оказания помощи органам местного самоуправления в сфере культурного наследия Государственной инспекцией оформлены соглашения
о взаимодействии в сфере государственной охраны, сохранения
, использования и популяризации объектов культурного наследия Владимирской области с администрациями:

- города Камешково (№1 от 01.08.2008),

- Камешковского района (№27 от 17.02.2009),

- Пенкинского сельского поселения (№18 от 15.01.2009);

- Брызгаловского сельского поселения (№75 от 13.04.2010);

- Второвского сельского поселения (№67 от 19.03.2010 г.);

- Сергеихинского сельского поселения (№98 от 24.12.2010 г.).

С Вахромеевским сельским поселением (Глава администрации Опалева Валентина Сергеевна) соглашение не заключено.

Во всех муниципальных образованиях Камешковского района утверждены положения об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) местного (муниципального) значения. В настоящее время на территории муниципальных образований отсутствуют памятники местного (муниципального) значения.

Распределение объектов культурного наследия по муниципальным образованиям:

Объекты культурного наследия расположены на территории всех муниципальных образований, входящих в состав Камешковского района:

По муниципальным образованиям района:

- г. Камешково – 2;

- Вахромеевское сельское поселение – 6;

- Второвское сельское поселение – 45;

- Брызгаловское сельское поселение – 10;

- Пенкинское сельское поселение – 23;

- Сергеихинское  сельское поселение – 9.

 

Полномочия и обязательства ОМСУ (согласно п.2 Соглашений
о взаимодействии между Государственной инспекцией
и администрацией):

  •  разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;
  •  участие в мероприятиях по государственному контролю (совместно с Государственной инспекцией);
  •  контроль за состоянием и использованием ОКН местного (муниципального) значения либо находящимся в муниципальной собственности;
  •  предоставление информации в Государственную инспекцию
     о правонарушениях на ОКН;
  • предоставление предложений по разработке законопроектов
     и нормативных правовых актов;
  • предоставление информации об объектах, обладающих признаками ОКН;
  • предоставление информации о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.

 

22 октября 2014 года принят Федеральный закон №315-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 22 января 2015 года).

Данным законом изменен объем полномочий органов местного самоуправления.

 

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны:

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях
 о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) выдавать задания на установку информационных надписей
 на ОКН местного (муниципального) значения;

6) размещать сведения о границах территории и зонах охраны ВСЕХ объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе
 в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

7) реализовывать иные мероприятия по государственной охране
 и сохранению ОКН.

 

Работа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия проводится работа по формированию и направлению в Министерство культуры РФ документов, для присвоения регистрационного номера объектам культурного наследия. На сегодняшний день зарегистрировано 52 объекта культурного наследия.

На рассмотрении находятся 32 комплекта документов.

Государственной инспекцией за 2016 год оформлено 3 охранных обязательства, подготовлено11 актов осмотра (Ф-1, Р-10), актов тех состояния подготовлено 5 ед., разработано 3 паспорта и утверждены предметы охраны на 4 объекта культурного наследия.

 

Охранные обязательства

С 22 января 2015 года охранные обязательства носят односторонний характер, утверждаются актами органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 г № 1887 «О реализации отдельных положений статей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» утверждена форма и порядок подготовки охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия. Так же утвержден порядок выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве.  В Приложение № 1 Приказа утверждается форма охранного обязательства, которая содержит 6 разделов, в которых подробно прописывается вся необходимая информация для собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия:

1. Данные об объекте;

2.Требования к сохранению ОКН;

3. Требования к содержанию ОКН;

4.Требования к обеспечению доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к ОКН, включенному в реестр;

5.Требования к размещению наружной рекламы на ОКН,
 их территориях;

6. Иные обязанности лиц.

 Приложение №2 разъясняет Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца ОКН. Охранные обязательства оформляются в отношении памятников, ансамблей и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия.

Приложение № 3 разъясняет порядок подтверждения лицом выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца ОКН.

Собственник ежегодно предоставляет в орган охраны уведомление о выполнении требований охранного обязательства
в отношении принадлежащего ему объекта в произвольной форме.

В данном уведомлении должны содержаться сведения
 об исполнении требований Охранного обязательства (с приложением фотографий). Уведомление подписывается с указанием даты составления, направляется почтовым отправлением  с уведомлением
о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в срок не позднее 1июля года, следующим
за отчетным.

 

Проекты границ территории объектов культурного наследия

Приказом Министерства культуры Российской Федерации
от 04.06.2015 г № 1745 утверждены требования к составу документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия.

Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем)
 и текстовой форме, а так же включает материалы по их обоснованию
 и утверждению.

Границы территории ОКН могут не совпадать с границами земельных участков, территориальных зон, административными границами, а так же границами охранных и защитных зон.

Разработанный проект границ территории предоставляется
в 2 экземплярах на рассмотрение в Инспекцию.

Сведения о границах территории и о режиме
 ее использования учитываются в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Отсутствие сведений в ГКН не являются основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия. Информация об утвержденных границах размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения в единый государственный реестр объектов культурного наследия
и государственный кадастр недвижимости.

 

Правонарушения в сфере объектов культурного наследия

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия исполняет полномочия по надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 установлен порядок осуществления федерального госнадзора. Федеральный государственный надзор направлен
 на предупреждение, выявление и пресечение нарушений
требований. Надзор осуществляется посредством:

- плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки;

- мероприятия по контролю за состоянием ОКН;

- систематического наблюдения за исполнения обязательных требований;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Если ОКН, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или собственника земельного участка,
в границах котогорого расположен объект археологического наследия, то должностные лица Инспекции имеют право предъявить в суд иск
 о безвозмездном изьятии
у указанных лиц земельного участка
 в границах которго расположен ОКН, являющегося неотъемлемой частью ОКН, либо земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия.

Кроме того, инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований
в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утвержден план проверок органов местного самоуправления.

 

Правонарушения за 2016 год.

05.05.2016 на основании задания по мониторингу и контролю за состоянием объектов культурного наследия выявлен факт нарушения действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия.

На объекте культурного наследия регионального значения комплекс «Усадьбы Грузинских (Шорыгиных) (Главный дом, 1870 г.)», XIX в., адрес места расположения: Владимирская область, Камешковский район, МО Пенкинское (бывшее село Михайловское), проведены строительные работы:

- осуществлен разбор ранее существовавших деревянных межэтажных перекрытий, устроены новые межэтажные перекрытия выполненные из металлических балок и монолитного бетона, устроено новое бетонное покрытие пола первого этажа, внутри помещений устроены новые лестничные марши.

27.05.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении собственника объекта культурного наследия по статье 7.14 КоАП РФ (организация или проведение строительных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия).

15.09.2016 административный протокол рассмотрен Ленинским районным судом г. Владимира и вынесено постановление
с назначением административного наказания в виде штрафа
15 000 руб. (штраф оплачен).

05.08.2016 на основании задания по мониторингу и контролю за состоянием объектов культурного наследия, по поступившему заявлению от собственника объекта культурного наследия регионального значения комплекс «Усадьбы Грузинских (Шорыгиных)», XIX в, осуществлен выезд на объект и выявлен повторный факт нарушения действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия без согласования с государственной инспекцией, собственником проведены противоаварийные работы на «Главном доме» усадьбы Грузинских:

- осуществлен демонтаж ранее существовавших деревянных конструкций кровли и крыши и устроена новая металлическая стропильная система крыши.

19.08.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении собственника объекта культурного наследия по статье 7.14 КоАП РФ (организация или проведение строительных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия) и выдано предписание на приостановление строительных работ до получения разрешения от Государственной инспекции.

13.12.2016 административный протокол рассмотрен Ленинским районным судом г. Владимира и вынесено постановление с назначением административного наказания в виде штрафа 15 000 руб.

 

Передача в безвозмездное пользование Владимирской Епархии культовых зданий

Владимирская Митрополия образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 года в пределах Владимирской области и включает в себя 303 прихода, 530 храмов (включая монастырские, храмы в учреждениях и домовые храмы), 8 молитвенных домов, 103 часовни (включая монастырские), 52 часовни-столпа.

Государственной инспекцией постоянно проводится работа по подготовке документов для передачи в безвозмездное пользование Православной религиозной организации «Владимирская Епархия Русской Православной церкви» культовых зданий и сооружений.

В Камешковском районе насчитывается 42 культовых памятника, 27 – переданы Владимирской Епархии Русской Православной церкви.

В 2016 году в соответствии с  Федеральным законом от 30.11.2010 №327-ФЗ  департаментом имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области принялись решения о передаче в собственность религиозным организациям двух объектов культурного наследия.

1. «Троицкая церковь», расположенная по адресу: Владимирская область, Камешковский район, с. Патакино («Ансамбль усадьбы Акинфова (Безобразова), XIXв. Троицкая церковь, 1824 г.».).

2. «Троицкая церковь», расположенного по адресу: Владимирская область, Камешковский район, с.Чистуха

Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяется порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия приступила к оформлению охранных обязательств собственника объекта культурного наследия религиозного назначения.

Обращаем особое внимание представителей Епархии, что все работы, проводимые на объектах культурного наследия религиозного назначения осуществляются на основании выданного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, а также в соответствии с согласованной проектной документацией в Государственной инспекции.

Кроме того, все работы должны проводиться организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению ОКН.

В нарушение требований законодательства многие собственники и пользователи памятников истории и культуры не принимают меры по сохранению объектов культурного наследия: не разработана проектно-сметная документация по сохранению памятников, не проводятся противоаварийные, консервационные и ремонтно-реставрационные работы. Бездействие и отсутствие мер по сохранению памятников создают угрозу нарушения целостности и сохранности памятников истории и культуры.

 

Установка информационных надписей на объекты культурного наследия

Государственная инспекция организует в соответствии с действующим законодательством установку информационных надписей на объектах культурного наследия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры, а также  ответственность за их сохранность возлагается на собственников объектов. Эта обязанность закреплена федеральным и региональным законодательством в сфере культурного наследия.

Министерство культуры РФ  утвердило инструкцию о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия  (Приказ №142 от 7 августа 2009 г.).

Постановлением Губернатора области от 26.04.2012 №427 утверждены технические требования к информационным надписям и обозначениям на объекты культурного наследия Владимирской области.

Для того, чтобы установить на памятник истории и культуры информационную надпись, собственнику объекта необходимо:

- получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия техническое задание на разработку проекта, изготовление и установку информационной надписи на объект культурного наследия;

- в течение 3 месяцев с даты получения задания собственник объекта культурного наследия или его доверенное лицо организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационной надписи и представляет его в двух экземплярах на утверждение в Государственную инспекцию;

- в течение 6 месяцев с даты получения утвержденного проекта информационной надписи собственник организует её изготовление и установку на объект культурного наследия.

Государственная инспекция согласовывает эскизные проекты и осуществляет приемку работ по установке информационных надписей на объектах федерального и регионального значения. Собственники объектов культурного наследия местного (муниципального) значения для установки информационных надписей должны обращаться в органы местного самоуправления.

Требование о необходимости установки информационных надписей, срок установки информационной надписи указываются в охранном обязательстве собственника (пользователя) объекта культурного наследия.

 

Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия

Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия установлен статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002            № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации».

Законом установлены виды работ, которые могут проводиться
на памятнике:

-консервация памятника, в том числе комплекс противоаварийных работ;

-ремонт памятника;

-реставрация памятника;

-приспособление объекта культурного наследия для современного использования;

-воссоздание утраченного памятника (посредством
его реставрации).

         Следует учитывать, что работы по сохранению памятника проводятся на основании задания, разрешения на проведение указанных работ, а также согласованной проектной документации.

Приказами Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278,
от 21.10.2015 № 2625 и от 05.06.2015 № 1749 установлены:

-форма и порядок выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

-порядок подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

         Таким образом, при осуществлении выдачи задания, разрешения
и согласования проектной документации на объектах культурного наследия следует руководствоваться данными формой и порядком.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Также установлено, что проектные и производственные работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия должны проводиться физическими лицами, аттестованными Министерством культуры РФ, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Лицензирование и аттестация специалистов относится
к полномочиям Министерства культуры РФ. С Реестрами
по лицензированию и аттестации вы можете ознакомиться
на официальном сайте http://mkrf.ru.

При производстве работ по сохранению памятника лицо, разработавшее проектную документацию, осуществляет научное руководство и авторский надзор за проведением данных работ.

Следует отметить, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, а также выдача разрешения осуществляется в соответствии
с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Важно знать, что при согласовании научно-проектной документации помимо положительного заключения историко-культурной экспертизы требуется наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В данном случае при производстве работ осуществляется государственный строительный надзор за указанными работами и государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению памятника проводятся в соответствии
с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На данный момент утверждены следующие национальные стандарты в сфере сохранения объектов культурного наследия:

-ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования.»;

-ГОСТ Р 55567-2013 «Порядок организации и ведения инженерно-технических исследований на объектах культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования»;

-ГОСТ Р 55627-2013 «Археологические изыскания в составе работ по реставрации, консервации, ремонту и приспособлению объектов культурного наследия»;

-ГОСТ Р 55653-2013 «Порядок организации и проведения работ
по сохранению объектов культурного наследия. Произведения монументальной живописи. Общие требования».

-ГОСТ Р 55935-2013 «Состав и порядок разработки научно-проектной документации на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия - произведений ландшафтной архитектуры 
и садово-паркового искусства»;

-ГОСТ Р 55945-2014 «Общие требования к инженерно-геологическим изысканиям и исследованиям для сохранения объектов культурного наследия»;

-ГОСТ Р 56198-2014 «Мониторинг технического состояния объектов культурного наследия. Недвижимые памятники. Общие требования»;

-ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения»;

-ГОСТ Р 56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного наследия. Основные положения».

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, разработавшее проектную документацию, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

Орган охраны утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня
ее представления.

Состав и порядок утверждения отчетной документации
о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия установлен приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется:

-собственником;

-или иным законным владельцем указанного объекта;

-либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта;

при обязательном участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются:

-утверждение отчетной документации,

-выдача акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия органом охраны.

Порядок подготовки акта приемки выполненных работ
по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждены Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

 

Проведение ремонтных работ на памятнике в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002                 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации» ремонт памятника – научно исследовательские, изыскательские, проектные
и производственные работы, проводимые в целях поддержания
в эксплуатационном состоянии памятника без изменения
его особенностей, составляющих предмет охраны.

Письмом Минкультуры России от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП дается разъяснение по видам ремонтных работ на объекте культурного наследия.

Устранение протечек на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения относится к работам по ремонту памятника.

Проектная документация либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ должны основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, цветовое решение, для того, чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника.

Цветовое решение фасадов, применяемые материалы при отделке фасадов определяются путем натурного исследования памятника (путем закладки зондажей) и являются неотъемлемой частью научно-проектной документации по сохранению памятника.

Согласно приказу Министерства культуры РФ от 22.11.2013                  № 1942, предоставление положительного заключения акта государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения противоаварийных работ и работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, не требуется.

 

Подведя итог вышесказанному, для проведения работ
по сохранению объекта культурного наследия необходимо:

1. Получить в Государственной инспекции задание на проведение работ по сохранению памятника истории и культуры, которое устанавливает необходимый состав разрабатываемой научно-проектной документации.

2. Получить в инспекции разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы на объекте культурного наследия. Разработать научно-проектной документации в соответствии с заданием.

3. Обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и представить положительное заключение данной экспертизы в Государственную инспекцию.

4. Согласовать научно-проектную документацию
с Государственной инспекцией.

5. Получить в инспекции разрешение на проведение работ
по сохранению объекта культурного наследия.

6. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представить в Государственную инспекцию отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах,
на утверждение.

7. Осуществить приемку работ по сохранению объекта культурного наследия при участии представителей Государственной инспекции.

 

За 2016 год Государственной инспекцией выдано:

-заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения - 8 ед. («Комплекс усадьбы Грузинских, XIX в., (б.с. Михайловское) – 6 ед.; «Казанская церковь, 1808 г.» в с. Усолье);

-разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия – 1 единица (разрешение на проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Никольская церковь, 1819 г.» в с. Лаптево).

Государственной инспекцией рассмотрена и одобрена проектная документация на проведение ремонтных работ на объекте культурного наследия регионального значения «Казанская церковь, 1808 г.» в с. Усолье.

 

О регулировании градостроительной деятельности в границах территории объектов культурного наследия и их зонах охраны

Регулирование градостроительной деятельности в границах территории объектов культурного наследия и их зонах охраны осуществляется в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия и законодательством
о градостроительной деятельности.

В соответствии с Градостроительным кодексом, Положением
о зонах охраны объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972, утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются
и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке).

В зонах охраны ОКН ограничивается использование земель, устанавливаются требования к проведению землеустроительных, земляных, строительных, хозяйственных и иных работ.

Соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности (п.22 Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «О зонах охраны объектов культурного наследия РФ»).

         Поскольку градостроительный план земельного участка относится к документации по планировке территории, во избежание нарушений требований законодательства об охране объектов культурного наследия, органам местного самоуправления необходимо
в обязательном порядке указывать информацию об объектах культурного наследия и их зонах охраны.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны обеспечивать соблюдение режимов использования земель
и градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ       «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что на территории памятника запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных
и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

03.10.2016 вступили в действие поправки в Закон № 73-ФЗ.

В соответствии со ст.34.1 Федерального закона №73-ФЗ защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к памятникам и ансамблям
и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства
и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства
и реконструкции линейных объектов.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию. Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены требования
и ограничения.

 

Размещение средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия.

Согласно ст. 35.1. Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Размещение наружной рекламы ограничивается региональным органом охраны – требования по ее размещению должны вноситься
в правила землепользования и застройки.

В настоящее время требования к размещению средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия,
их территориях и зданиях, находящихся в достопримечательных местах, установлены приказом начальника Государственной инспекции                от 07.09.2011 № 183-01-05 с изменениями, внесенными приказом Государственной инспекции от 14.09.2016 № 476-01-05.

Поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, следует руководствоваться требованиями Федерального закона и не допускать размещение рекламы
на памятниках истории и культуры.

Вместе с тем, действие Федерального закона не распространяется на размещение вывесок (согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан разместить на вывеске фирменное наименование своей организации, адрес и режим ее работы).

Необходимо отметить положительный опыт муниципального образования округ Владимир в данной сфере. С целью упорядочения размещения средств наружной рекламы и информации в состав правил землепользования и застройки города включен отдельный документ – проект размещения вывесок на объектах культурного наследия.

Государственная инспекция неоднократно поднимала вопросы
о необходимости разработки аналогичных проектов с последующим
их включением в правовые акты. В 2014-2015 годах в адрес глав муниципальных образований направлялись письма с рекомендациями об основных параметрах, которым должна соответствовать вывеска, условиях запрета ее размещения.

В августе 2016 года Государственной инспекцией согласовано внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории Камешковского района.

За 2016 год в Государственную инспекцию обращений
о согласовании средств наружной рекламы и информации не поступало.

Во исполнение поручения Губернатора области С.Ю. Орловой
по демонтажу незаконно размещённых средств наружной рекламы
и информации Государственной инспекцией совместно с органами местного самоуправления Владимирской области проводится работа
по демонтажу данных рекламных конструкций и вывесок.

По результатам анализа информации, предоставляемой
в Государственную инспекцию органами местного самоуправления
по данному вопросу, на 28.11.2016 выдано 3 предписания о демонтаже незаконно размещенных вывесок и рекламных конструкций на территории Камешковского района, демонтаж не осуществлялся. Администрации Камешковского района необходимо усилить работу  в данном направлении.

 

Археология

В Камешковском районе 28 объекта археологического наследия:

- 2 памятников археологии – выявленные объекты;

- 26 памятников археологии – федерального значения.

Основными документами, регламентирующими земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия являются:

- Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

- Областной закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области,

а также,

- постановление Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ
по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области
».

Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

С 2015 года введены поправки к Федеральному закону
от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Большая их часть касается объектов археологического наследия.
В новом законодательстве очень подробно расписан порядок проведения археологических полевых работ, дано определение видов археологических работ. Которые подразделяются на разведки, раскопки и наблюдения. Таким же нововведением является экспертиза земельных участков путем археологической разведки в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии
на указанных землях объектов археологического наследия. На таких земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, предварительно проводится археологическая разведка для подтверждения отсутствия или наличия объектов  археологического наследия.

Согласно действующему законодательству проектирование
и ведение любой хозяйственной деятельности в границах территорий ОКН должно проводиться по согласованию с Госинспекцией.

Выделение земельных участков под строительство в районе также должно быть согласовано с органом охраны, поскольку хозяйственное освоение территорий археологических памятников ограничено. Продажа земель из фонда района также должна проходить проверку
на наличие памятников археологии.

В границах территорий объектов археологического наследия устанавливается особый режим использования, в соответствии
с которым на данной территории разрешается деятельность научно-исследовательских организаций, связанная с проведением археологических исследований, консервация и музеефикация памятников, благоустройство территории и сохранение выраженных
в рельефе элементов – курганных насыпей на основании согласованных с органом охраны проектов, покос травы. Запрещено строительство объектов капитального строительства, проведение строительных, мелиоративных, геолого-разведочных и изыскательских работ, связанных с нарушением почвенного покрова, распашка земельных участков, снятие дерна и выемка грунта, предоставление садоводческих и дачных земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Все объекты культурного и археологического наследия должны быть отображены в документах территориального планирования.

Генпланы муниципальных образований района рассматривались Госинспекцией в 2015 г. и 2016 гг. Данные документы требуют корректировки в соответствии с поправками, внесенными
в законодательство об объектах культурного наследия. 

         В соответствии с п.п.6,7 ч.8 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территорий объектов культурного наследия и зоны с особыми условиями использования территорий (зоны охраны объектов культурного наследия) должны быть отражены
в графической части документов территориального планирования.

         Согласно ст.34.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, вступившей в силу с 03.10. 2016, защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают
к памятникам и ансамблям и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением
их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.

В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.

 

«Черные копатели»

По имеющейся в Государственной инспекции информации
на объектах археологического наследия области выявлены следы работы "черных археологов" - кладоискателей, имеющих в своем арсенале не только лопаты, но и металлодетекторы, георадары, аппараты GPS-навигации.

Грабительские раскопки с использованием металлодетектора наносят значительный ущерб объектам археологического наследия, поскольку в результате их извлекается значительное количество средневековых изделий из металла, находящихся в культурном слое,
и памятник теряет свою научную целостность.

Данные действия в соответствии со статьей 243 УК РФ и статьями 7.14 и  7.15 КоАП РФ влекут уголовную и административную ответственность. Государственной инспекции удается выявить лишь следы подобной деятельности - грабительские раскопы на территории памятника археологии. Задержать правонарушителей имеют право сотрудники органов УВД.

В случае выявления правонарушителей необходимо изымать у них все находки, а также оборудование, используемое для несанкционированных раскопок, а самих – привлекать
к ответственности.

В 2014 году президент России подписал закон, который вводит уголовную ответственность для любителей «чёрной археологии».
За поиск и изъятие ценных предметов из мест залегания нарушителям грозит до шести лет лишения свободы.

Также уголовное наказание вводится за уклонение
от обязательной передачи государству артефактов особой культурной ценности.

Санкции за уничтожение или повреждение объектов археологического, исторического и культурного наследия также увеличились с пяти до шести лет лишения свободы. А штрафы повысились с 500 тысяч до семи миллионов рублей.

Но для того, чтобы новый закон был действенным требуются совместные усилия и правоохранительных органов, и местных органов власти, особенно поселковых администраций. И, конечно, всё наше общество не должно равнодушно наблюдать за разрушительной охотой «чёрных копателей»