НОВОСТИ

« Назад

Встреча с населением Гороховецкого района

16 февраля 2017 года в соответствии с графиком встреч с населением области на 2017 год состоялась встреча начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области с населением Гороховецкого района.

 

Встреча проходила в здании администрации по адресу: г. Гороховец, ул. Ленина, д. 93, актовый зал администрации района. Всего приглашенных было 40 человек. Большую часть присутствующих составляли собственники и пользователи объектов культурного наследия и градоформирующих объектов.

Статистическая информация:

На территории Гороховецкого района расположено 210 объектов культурного наследия.

Из общего количества памятников:

- федерального значения – 39;

- регионального значения – 75;

- местного (муниципального) – 14;

- выявленных объектов – 82.

 

По типологической принадлежности ОКН подразделяются:

76 памятников археологии;

130 памятников градостроительства и архитектуры;

4 памятника истории;

0 памятников искусства;

0 достопримечательных мест.

На территории Гороховецкого района расположено 6 ансамблей.

В Гороховецком районе 4 муниципальных образования:

- г. Гороховец - 103 окн;

- Денисовское сельское поселение - 5 окн;

- Куприяновское сельское поселение - 64 окн;

- Фоминское сельское поселение - 38 окн.

Реализация полномочий органами местного самоуправления

 

На территории города 14 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В муниципальной собственности 10 объект культурного наследия.

Разработаны и утверждены 11 муниципально-правовых акта в сфере культурного наследия  (см. входящее письмо от 17.01.2017 № 55-01-27).

В 2016 году на территории Гороховецкого района действовала муниципальная программа «Развитие культуры и туризма в Гороховецком районе на 2014-2016 годы», в рамках которой за счет средств местного бюджета разработана проектно-сметная документация на ремонтно-реставрационные работы следующих объектов культурного наследия:

- «Дом Морозова» (ул. Ленина, д. 83) - 825,22 тыс. руб.

- «Дом Шорина» (ул. Московская, д.43) - 1054,11 тыс. руб.

В рамках указанной программы проведены мероприятия по популяризации окн (издание краеведческой и иной литературы - 6 тыс. руб.), установка дорожных указателей к окн - 200 тыс. руб., инвентаризация окн - 118 тыс. руб.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002  № 73-ФЗ «Об объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а так же в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности района.

Государственной инспекцией оформлено соглашение о взаимодействии в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (№ 95 от 30.07.2010 г.)

Полномочия по государственной охране ОКН осуществляет Гороховецкий район.

Сельские поселения: Куприяновское (от 19.11.2009 №48), Денисовское (от 20.11.2009 №25), Фоминское (от 20.11.2009 №26) передали полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия в Гороховецкий район.

Город Гороховец в соответствии с соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения от 26.12.2012 №114 также передал данные полномочия в Гороховецкий район.

Назначены ответственные за реализацию полномочий в сфере культурного наследия в Гороховецком районе:

  1. Соловьев Игорь Александрович - зав. Отделом архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района.
  2. Шашкина Анжела Анатольевна - главный специалист по сохранению, использования и популяризации объектов культурного наследия отдела архитектуры и строительства администрации Гороховецкого района.

 

Полномочия и обязательства ОМСУ (согласно п.2 Соглашений о взаимодействии между Государственной инспекцией и администрацией):

  • разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;
  • участие в мероприятиях по государственному контролю (совместно с Государственной инспекцией);
  • контроль за состоянием и использованием ОКН местного (муниципального) значения либо находящимся в муниципальной собственности;
  • предоставление информации в Государственную инспекцию о правонарушениях на ОКН;
  • предоставление предложений по разработке законопроектов и нормативных правовых актов;
  • предоставление информации об объектах, обладающих признаками ОКН;
  • предоставление информации о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны:

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) размещать сведения о границах территории и зонах охраны ВСЕХ объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

6) реализовывать иные мероприятия по государственной охране и сохранению ОКН.

Анализируя полномочия и возложенные обязательства на администрацию Гороховецкого района, необходимо отметить положительные моменты. Администрация выполняет следующие полномочия:

- разрабатывает и принимает нормативные правовые акты;

- участвует в мероприятиях по государственному контролю;

- контролирует состояние и использование ОКН местного (муниципального) значения либо находящиеся в муниципальной собственности;

- предоставляет информацию о правонарушениях на ОКН;

- осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

- согласовывает изменение категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

- осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

- размещает сведения о границах территории и зонах охраны объектов культурного наследия в информационных системах.

Отрицательные моменты:

- не предоставляется информация о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.;

- не принимаются необходимые меры реагирования по выявляемым фактам незаконного строительства капитальных объектов недвижимости.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что администрация Гороховецкого района исполняет большинство возложенных полномочий в сфере сохранения объектов культурного наследия.

Работа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия проводится работа по формированию и направлению в Министерство культуры РФ документов, для присвоения регистрационного номера объектам культурного наследия. На сегодняшний день зарегистрировано 106 объектов культурного наследия. Оставшаяся часть объектов будет отправлена на регистрацию в течение 2017 года.

В настоящее время проводится работа по включению 4 объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных в Гороховецком районе, в перечень выявленных.

Государственной инспекцией за 2016 год оформлено 26 охранных обязательств, разработано 24 паспорта, утверждены предметы охраны на 18 объектов культурного наследия, составлено 9 учетных карт и обследовано 23 объекта культурного наследия.

Также инспекция ведет активную работу в преддверии празднования 850-летия Гороховца.

В 2016 году за счет средств областного бюджета (2,4 млн. руб.) проведена масштабная работа по подготовке заявки для включения города Гороховец в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В рамках этой работы:

  1. Проведены подробные исследования города.
  2. Подготовлен сравнительный анализ.
  3. Подготовлена предварительная формулировка выдающейся универсальной ценности объекта.
  4. Даны предложения о соответствии объекта критериям всемирного наследия.
  5. Подготовлены предложения по границам территории объекта.
  6. Подготовка заявки в предварительный перечень для внесения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Указанные документы направлены в Министерство культуры Российской Федерации для представления их в ЮНЕСКО.

В 2017 году планируется продолжение подготовки номинационного досье для включения Гороховца в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это позволит древнему городу Владимирской земли выйти на международный уровень и привлечь внимание туристов.

В преддверии празднования юбилея г. Гороховца за счет областного бюджета в течение 2014 – 2016 годов проводилась государственная историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия г. Гороховца и Гороховецкого района – всего объектов – на общую сумму более 3 млн. рублей:

  1. Проведена экспертиза 13 объектов культурного наследия для повышения категории историко-культурного значения (до федеральной).
  2. В отношении ансамблей Знаменский монастырь, Сретенский монастырь, Никольский монастырь, ансамбля Благовещенского собора, Острога, ансамбль Казанской церкви  проведена государственная историко-культурная экспертиза, уточняющая пообъектный состав и наименования памятников.
  3. Проведена экспертиза 32 объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.

Документы направлены в Министерство культуры РФ для принятия соответствующих решений.

Ещё одно из направлений деятельности – обеспечение сохранности территории, прилегающей к объектам культурного наследия путем утверждения границ территории и зон охраны. По инициативе Инспекции разработаны проекты границ территорий 36 объектов культурного наследия.

Работа ведется не только на областном, но и на федеральном уровне. Государственная инспекция осуществляет подготовку предложений в Федеральную целевую программу «Культура России (2012 – 2018 годы)». Из федерального бюджета выделены средства на проектные и производственные работы на следующие объекты культурного наследия:

1. «Особняк Шорина, нач. XX в.» (г. Гороховец, ул. Садовая, д. 1), заявленная сумма 29 283 799,28 руб. (проведение работ по сохранению). По результатам проведенных торгов из федерального бюджета выделено 16 290 039 руб.

2. «Дом Носкова, к. XIX в.» (г. Гороховец, ул. Ленина, 20), заявленная сумма 66 050 236,33 руб. (проведение работ по сохранению).

3. «Церковь Ильи Пророка, 1760-1772 гг.» (Гороховецкий район, с. Кожино), заявленная сумма 155 503 270,37 руб. (проведение работ по сохранению).

4. «Ансамбль Сретенского монастыря. Стены и башни, XVII в.» (г. Гороховец, ул. Советская, 5-е), заявленная сумма 25 710 673,62 руб. (проведение работ по сохранению).

5. "Дом Шорина" (Владимирская область город Гороховец), заявленная сумма 43 429 010,00 руб. (проведение работ по сохранению).

6. «Ансамбль Сретенского монастыря. Жилые корпуса, XVII в.» (г. Гороховец, ул. Советская, 5), заявленная сумма 120 396 580,73 руб. (проведение работ по сохранению).

7. «Ансамбль Сретенского монастыря. Колокольня,  1689 г.» (г. Гороховец, ул. Советская, 5-а), заявленная сумма 22 921 227,3 руб. (проведение работ по сохранению).

8. «Церковь Сергиевская, 1629 г.» (г. Гороховец), заявленная сумма 36 137 811,92 руб. (проведение работ по сохранению).

9. "Благовещенский собор и колокольня". 1700 г. (Владимирская область. г. Гороховец), заявленная сумма 170 358 636,43 руб. (проведение работ по сохранению). По результатам проведенных торгов из федерального бюджета выделено 80 247 944 руб.

10. "Знаменская церковь с колокольней, 1670 г." (Владимирская область Гороховец), заявленная сумма 13 595 486,6  руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

11. "Церковь Боголюбивой Матери" (Владимирская область. Гороховецкий район), заявленная сумма 7 613 060,44 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

12. "Ансамбль Воскресенской церкви" (Владимирская область. Гороховецкий район, с. Алферово), заявленная сумма 10 725 361,36 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

13.  "Воскресенская церковь", XVII в. (Владимирская область, г. Гороховец, ул. Советская, д. 20), заявленная сумма 119 000 127 руб. (проведение работ по сохранению). По результатам экспертизы сметной документации из федерального бюджета выделено 70 073 424,34 руб.

14. "Дом Шумилина" (Владимирская область. г. Гороховец), заявленная сумма 9 335 003,48 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению). По результатам экспертизы сметной документации из федерального бюджета выделено 6 644 257,86 руб.

15. «Стены и башни Никольского монастыря» (Владимирская область. Гороховец), заявленная сумма 8 049 918,41 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению). По результатам экспертизы сметной документации из федерального бюджета выделено 4 000 000,00 руб.

16. "Церковь Иоанна Лиственичка" (Владимирская область, г. Гороховец), заявленная сумма 8 177 227,38 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

17. "Троицкий собор" (Владимирская область. г. Гороховец), заявленная сумма 11 505 673,42 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

18. "Ансамбль Казанской церкви" (Владимирская область. Гороховец), заявленная сумма 19 694 187,77 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

19. "Стены и башни" Знаменского монастыря (Владимирская область. Гороховец), заявленная сумма 5 106 484,17 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

20. "Братский корпус Знаменского монастыря» (Владимирская область. Гороховец), заявленная сумма 4 866 802,99 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

21. "Часовня" (Владимирская область. город Гороховец), заявленная сумма 3 361 046,9 руб. (разработка научно-проектной документации для проведения работ по сохранению).

Общая сумма с учетом торгов 732 049 806,5 руб.

Проектная документация на указанные объекты получила положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, рассмотрена и согласована Государственной инспекцией.

Из областного бюджета также выделены средства на разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом Семенычева» (г. Гороховец, ул. Ленина, д. 17). АО «Владимирреставрация» ведёт разработку проектной документации.

Охранные обязательства

С 22 января 2015 года охранные обязательства носят односторонний характер, утверждаются актами органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 г № 1887 «О реализации отдельных положений статей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» утверждена форма и порядок подготовки охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия. Так же утвержден порядок выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве.

Собственник ежегодно предоставляет в орган охраны уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта в произвольной форме.

В данном уведомлении должны содержаться сведения об исполнении требований Охранного обязательства (с приложением фотографий).

За 2016 год было получено 8 уведомлений о выполнении требований охранных обязательств.

К сожалению, собственники по собственной инициативе не желают предоставлять отчетную документацию. Уведомления приходят только после направления сотрудниками Государственной инспекции дополнительных писем об истечении срока предоставлении отчета.

Правонарушения в сфере объектов культурного наследия

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия исполняет полномочия по надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 установлен порядок осуществления федерального госнадзора. Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований. Надзор осуществляется посредством:

- плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки;

- мероприятия по контролю за состоянием ОКН;

- систематического наблюдения за исполнения обязательных требований;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Если ОКН, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или собственника земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия, то должностные лица Инспекции имеют право предъявить в суд иск о безвозмездном изьятии у указанных лиц земельного участка в границах которго расположен ОКН, являющегося неотъемлемой частью ОКН, либо земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия.

Кроме того, инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утвержден план проверок органов местного самоуправления.

В 2016 году:

1. 25.05.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении собственника исторически ценного градоформирующего объекта Магазий Елены Николаевны (Гороховец, ул. Республиканская, д. 39) по ч.3 ст.7.14.1 КоАП РФ (уничтожение или повреждение объекта, составляющего предмет охраны исторического поселения федерального значения г. Гороховец).

21.07.2016 Гороховецким районным судом Владимирской области вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

2. 03.10.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении собственника исторически ценного градоформирующего объекта Кирсановой Наталии Николаевны (Гороховец, ул. Ленина, д. 21) по ч.3 ст.7.14.1 КоАП РФ (повреждение объекта, составляющего предмет охраны исторического поселения федерального значения г. Гороховец, устройство оконного заполнения).

10.10.2016 Гороховецким районным судом Владимирской области вынесено постановление о признании Кирсановой Наталии Николаевны виновной в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 7.14.1 КоАП РФ и назначен штраф в размере 15 000 рублей.

3. 21.09.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении собственника исторически ценного градоформирующего объекта Муратовой Нины Алексеевны (Гороховец, ул. Фрунзе, д. 24) по ч.3 ст.7.14.1 КоАП РФ (повреждение объекта, составляющего предмет охраны исторического поселения федерального значения г. Гороховец, замена оконных заполнений, демонтаж наличников).

10.10.2016 Гороховецким районным судом Владимирской области вынесено постановление о признании Муратовой Нины Алексеевны виновной в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 7.14.1 КоАП РФ и назначен штраф в размере 15 000 рублей.

23.11.2016 Муратова Нина Алексеевна подала апелляционную жалобу на постановление Гороховецкого  районного суда Владимирской области.

21.12.2016 жалоба Муратовой Н.А. рассмотрена Владимирским областным судом и вынесено решение, которым постановление Гороховецкого районного суда Владимирской области было изменено, штраф снижен до 7500 рублей.

4. 21.09.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении собственника исторически ценного градоформирующего объекта Шевелевой Светланы Владимировны (Гороховец, ул. Ленина, д. 39) по ч.3 ст.7.14.1 КоАП РФ (повреждение объекта, составляющего предмет охраны исторического поселения федерального значения г. Гороховец, возведение пристроя с бокового фасада).

    

12.12.2016 Гороховецким районным судом Владимирской области вынесено постановление о признании Шевелевой Светланы Владимировны виновной в совершении административного правонарушения по ч.3 ст. 7.14.1 КоАП РФ и назначен штраф в размере 15 000 рублей.

5. 14.12.2016 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Промпроект» по ст. 7.14 КоАП РФ (проведение строительных работ без согласования с государственной инспекцией по укреплению фундаментов путем устройства буро-инъекционных свай у основания стен по восточному (аспида) частично северному и южному фасадах на объекте культурного наследия федерального значения «Воскресенская церковь», XVII в., по адресу: г. Гороховец, ул. Советская, д. 20). В настоящее время рассмотрение протокола направлено для рассмотрения в Гороховецкий районный суд Владимирской области.

Государственная инспекция обращает внимание органа местного самоуправление, что на территории Владимирской области Счетная Палата осуществляет контроль за правильностью расходования бюджетных средств. Если получатель бюджетных средств принимает решение (в нарушение установленного порядка) провести работы на памятнике, то в ходе проверки трата бюджетных средств является необоснованной. В Государственную инспекцию направляется информация о выявленных нарушениях установленного порядка проведения работ на памятнике. За 2016 год по информации Счетной Палаты привлечены к администраттвной ответственности должностное лицо администрации Александровского района и муниципальное учреждение г. Лакинск, в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении к ответственности бюджетного учреждения Гороховецкого района.

Работы по сохранению объектов культурного наследия

В соответствии с возложенными полномочиями Государственная инспекция проводит работу по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, рассмотрению и согласованию научно-проектной документации на проведение указанных работ и иных работ на территории объектов культурного наследия.

В 2016 году Государственной инспекцией выдано:

- заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия - 16 единиц (в том числе федерального значения – 10 единиц; регионального значения – 6 единиц);

- разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия – 9 единиц, в том числе на проведение научно-исследовательских работ (федерального значения – 4 единицы, регионального значения – 5 единиц).

В 2016 году Государственной инспекцией рассмотрено 56 единиц проектной документации, в том числе:

- рассмотрено научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия – 17 единиц, из них подготовлено заключений о согласовании – 13 единиц (в том числе утверждено отчётной документации о выполнении работ по сохранению – 1 единица), отклонено от согласования – 4 единицы документации;

- рассмотрено проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных в границах исторического поселения: 5 единиц, в том числе подготовлено положительных заключений – 0 единиц, отрицательных – 5 единиц.

В 2016 году Государственной инспекцией осуществлено приемок работ по сохранению 1 единица (Усадьба Бахтовых, с.Фоминки).

Работы по сохранению памятников проводятся на основании задания, разрешения на проведение указанных работ, а также согласованной научно-проектной документации.

Порядок выдачи заданий, разрешений на проведение работ по сохранению ОКН, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ, для объектов культурного наследия установлен приказами Министерства культуры Российской Федерации от 08.06. 2016 № 1278, от 21.10.2015 №2625, 05.06.2015 №1749.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Также установлено, что проектные и производственные работы по должны проводиться физическими лицами, аттестованными Министерством культуры РФ, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Лицензирование и аттестация специалистов относится к полномочиям Министерства культуры РФ.

Следует отметить, что при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, а также выдача разрешения осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Важно знать, что при согласовании научно-проектной документации помимо положительного заключения историко-культурной экспертизы требуется наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В данном случае при производстве работ осуществляется государственный строительный надзор за указанными работами и государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, разработавшее проектную документацию, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется:

- собственником;

- или иным законным владельцем указанного объекта;

- либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта;

при обязательном участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Проведение ремонтных работ на памятнике в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии

В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонт памятника – научно исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Письмом Минкультуры России от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП дается разъяснение по видам ремонтных работ на объекте культурного наследия.

Устранение протечек на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения относится к работам по ремонту памятника.

Проектная документация либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ должны основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, цветовое решение, для того, чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника.

Цветовое решение фасадов, применяемые материалы при отделке фасадов определяются путем натурного исследования памятника (путем закладки зондажей) и являются неотъемлемой частью научно-проектной документации по сохранению памятника.

Согласно приказу Министерства культуры РФ от 22.11.2013 № 1942, предоставление положительного заключения акта государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения противоаварийных работ и работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, не требуется.

Подведя итог вышесказанному, для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия необходимо:

1. Получить в Государственной инспекции задание на проведение работ по сохранению памятника истории и культуры, которое устанавливает необходимый состав разрабатываемой научно-проектной документации.

2. Получить в инспекции разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы на объекте культурного наследия. Разработать научно-проектную документацию в соответствии с заданием.

3. Обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и представить положительное заключение данной экспертизы в Государственную инспекцию.

4. Согласовать научно-проектную документацию с Государственной инспекцией.

5. Получить в инспекции разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

6. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представить в Государственную инспекцию отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах, на утверждение.

7. Осуществить приемку работ по сохранению объекта культурного наследия при участии представителей Государственной инспекции.

О регулировании градостроительной деятельности в границах территории объектов культурного наследия и их зонах охраны

В сфере культурного наследия сохраняется актуальный вопрос особого регулирования градостроительной деятельности в границах исторических поселений.

Приказом Министерства культуры РФ № 418 и Министерства регионального развития РФ № 339 от 29.07.2010 город Гороховец отнесен к историческим поселениям федерального значения.

Границы территории и предмет охраны исторического поселения федерального значения г. Гороховец утверждены приказом Министерства культуры России от 18.03.2015 № 415.

Предметом охраны исторического поселения являются:

1. Исторически ценные градоформирующие объекты – 368 зданий;

2. Планировочная структура, включая ее элементы;

3. Объемно-пространственная структура;

4. Композиция и силуэт застройки (соотношение вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов);

5. Соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными);

6. Композиционно-видовые связи (панорамы), соотношение природного и созданного человеком окружения.

Указанным приказом Министерства культуры установлены зоны с особыми требованиями к градостроительной деятельности.

В соответствии с требованиями федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при подготовке разрешений на строительство, реконструкцию, иную хозяйственную деятельность на территории исторического поселения органам местного самоуправления необходимо направлять проектную документацию в орган охраны памятников за заключением о соответствии работ требованиям охраны культурного наследия.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и обеспечивать соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в зонах охраны объектов культурного наследия.

Размещение средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия.

Согласно ст. 35.1 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Поскольку органы местного самоуправления наделены полномочиями по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, следует руководствоваться требованиями Федерального закона и не допускать размещение рекламы на памятниках истории и культуры.

Вместе с тем, действие Федерального закона не распространяется на размещение вывесок (согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан разместить на вывеске фирменное наименование своей организации, адрес и режим ее работы).

В настоящее время приказом Государственной инспекции от 07.09.2011 № 183-01-05 утвержден Порядок рассмотрения и согласования проектов размещения средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, их территориях и зданиях, находящихся в достопримечательных местах.

В 2016 году приказом Государственной инспекции от 14.09.2016 № 476-01-05 внесены изменения в указанный Порядок с целью актуализации требований к размещению средств наружной рекламы и информации; уточнения допустимых максимальных параметров вывесок.

В 2016 и текущем году обращений о согласовании проектов размещения средств наружной рекламы и информации на территории Гороховецкого района в Государственную инспекцию не поступало.

В начале 2017 года Государственной инспекцией рассмотрено и согласовано внесение изменений в Схему размещения рекламных конструкций на территории Гороховецкого района.

Во исполнение поручения Губернатора области С.Ю. Орловой по демонтажу незаконно размещённых средств наружной рекламы и информации Государственной инспекцией совместно с органами местного самоуправления Владимирской области проводится работа по демонтажу данных рекламных конструкций и вывесок.

Анализ предоставленной органами местного самоуправления информации по демонтажу незаконных рекламных установок и вывесок показал, что полномочия органов местного самоуправления Гороховецкого района в сфере регулирования рекламной деятельности осуществляются недостаточно эффективно.

В 2016 году администрацией Гороховецкого района выдано 10 предписаний о демонтаже незаконно размещенных рекламных конструкций и вывесок, демонтировано 4 единицы указанных конструкций.

Во исполнение поручения Губернатора области необходимо усилить работу по демонтажу незаконно размещенных средств наружной рекламы и информации на территории муниципального образования.

Археология

На территории Гороховецкого района 76 объектов археологического наследия, в том числе в г. Гороховец – 3 памятника археологии. 12 из них – федерального значения, остальные - выявленные.

Основным документом, регламентирующим земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На территории области действует закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области, а также постановление Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области».

Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

С января 2015 года вступили в действие поправки к Федеральному закону от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Большая их часть касается объектов археологического наследия. В новом законодательстве очень подробно расписан порядок проведения археологических полевых работ, дано определение видов археологических работ. Которые подразделяются на разведки, раскопки и наблюдения. Таким же нововведением является экспертиза земельных участков путем археологической разведки в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия. На таких земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, предварительно проводится археологическая разведка для подтверждения отсутствия или наличия объектов археологического наследия.

Согласно действующему законодательству проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности в границах территорий ОКН должно проводиться по согласованию с Госинспекцией.

Выделение земельных участков под строительство в городе также должно быть согласовано с органом охраны, поскольку хозяйственное освоение территорий археологических памятников ограничено.

Применение на практике норм, касающихся государственной историко-культурной экспертизы.

Статьей 30 Федерального закона № 73-ФЗ в качестве объектов историко-культурной экспертизы установлены следующие:

– земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия;

– документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных и иных работ.

Правообладатель земельного участка, имеющий намерение провести какие-либо работы на принадлежащем ему земельном участке, должен провести государственную историко-культурную экспертизу земельного участка или документации об исследовании данного участка.

Еще одной проблемой, связанной с данной статьей является нежелание органов местного самоуправления предупреждать приобретателей земельных участков, выделенных и выставленных на продажу муниципальными образованиями, о необходимости проведения археологических разведок перед хозяйственным освоением. Земельные участки в области стоят недешево и приобретение земли с определенным обременением в разы удорожает стоимость участков.

Противоаварийные работы на существующих коммуникациях.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области» производство противоаварийных работ на инженерных коммуникациях и сооружениях, расположенных в границах территории объектов археологического наследия, с целью устранения аварий, происшедших при эксплуатации этих коммуникаций и сооружений или при проведении строительных работ, разрешается производить на основании телефонограмм, передаваемых владельцем коммуникаций и сооружений в Государственную инспекцию. Государственная инспекция выдает разрешение на проведение противоаварийных работ на территории объекта археологического наследия.

Для наблюдения за состоянием памятника археологии на месте проведения противоаварийных работ направляется специалист-археолог от специализированной организации, определяемой владельцем инженерных коммуникаций и сооружений.

Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия от 16.09.2016 № 483-01-05 включен в перечень выявленных объектов культурного наследия объект археологического наследия «Посад, культурный слой г. Гороховца, XII-XVII, XVIII-XIX вв.».

При хозяйственном освоении земельных участков в границах территории выявленного объекта заказчик работ обращается в Государственную инспекцию за выдачей задания на разработку раздела проектной документации об обеспечении сохранности объекта археологического наследия. Задание выдается при наличии градостроительного плана земельного участка и правоустанавливающих документов на земельный участок. Разработкой разделов проекта по сохранению памятников археологии занимаются специализированные организации, имеющие в своем штате специалистов-археологов. Затем заказчик работ заключает договор с аттестованным Министерством культуры РФ экспертом. Эксперт дает оценку мероприятий по сохранению, рекомендованных в разделе проекта, в виде акта государственной историко-культурной экспертизы.

Далее заказчик работ представляет проектную документацию с разделом проекта и актом государственной историко-культурной экспертизы в Государственную инспекцию на согласование. Акт ГИКЭ размещается на сайте Госинспекции. По истечении 15 рабочих дней, если не поступило никаких замечаний по данному акту, Госинспекция готовит свое заключение.

Заказчик работ обеспечивает проведение археологических исследований, предусмотренных разделом проекта. После проведения исследований производится приемка объекта на данном земельном участке. Итогом приемки является акт подписанный заказчиком, подрядчиком работ и специалистами Госинспекции. Данный акт утверждает Начальник Госинспекции.

Органы местного самоуправления выдают разрешение на строительство на земельном участке при наличии данного акта приемки.