НОВОСТИ

« Назад

Встреча с населением города Владимир

26 января 2017 года в соответствии с графиком встреч с населением области на 2017 год состоялась встреча начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области с населением города Владимира.

Встреча проходила в здании «Дворца детского (юношеского) творчества» по адресу: г. Владимир, ул. Мира, д. 8. Всего приглашенных было 20 человек. Большую часть присутствующих составляла пресса и несколько человек из управления архитектуры и градостроительства города Владимира. Организаторы данного мероприятия – администрация города – не позаботились о присутствии необходимого состава аудитории (собственники и пользователи объектов культурного наследия, представители епархии, представители администрации города, представители общественности), поэтому мероприятие больше напоминало пресс-конференцию.

Статистическая информация:

На территории округа Владимир расположено 258 объектов культурного наследия.

Из общего количества памятников:

- федерального значения – 37 (в т. ч. 3 ОКН – памятники ЮНЕСКО);

- регионального значения – 199;

- местного (муниципального) значения – 8;

- выявленных объектов – 14.

По типологической принадлежности ОКН подразделяются на:

- 19 памятников археологии;

- 187 памятников градостроительства и архитектуры;

- 40 памятников истории;

- 10 памятников искусства;

- 2 достопримечательных места.

Реализация полномочий органами местного самоуправления

На территории города 8 объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В муниципальной собственности находится 41 объект культурного наследия (Ф-4, В-1, Р-36).

Ответственное лицо за реализацию полномочий в сфере культурного наследия: начальник отдела охраны памятников МБУ г. Владимир «Владстройзаказчик» Донец Евгения Павловна.

В связи с отсутствием финансирования муниципальная целевая программа «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в городе Владимире» отменена Постановлением администрации города Владимир от 26.12.2016 № 4185.

В соответствии со статьёй 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а так же в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования.

Государственной инспекцией оформлено соглашение о взаимодействии в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (от 13.05.2009 № 35) с муниципальным образованием г. Владимир.

Полномочия и обязательства ОМСУ (согласно п.2 Соглашений о взаимодействии между Государственной инспекцией и администрацией):

  • разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;
  • участие в мероприятиях по государственному контролю (совместно с Государственной инспекцией);
  • контроль за состоянием и использованием ОКН местного (муниципального) значения либо находящимся в муниципальной собственности;
  • предоставление информации в Государственную инспекцию о правонарушениях на ОКН;
  • предоставление предложений по разработке законопроектов и нормативных правовых актов;
  • предоставление информации об объектах, обладающих признаками ОКН;
  • предоставление информации о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны:

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) размещать сведения о границах территории и зонах охраны ВСЕХ объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

6) реализовывать иные мероприятия по государственной охране и сохранению ОКН.

Анализируя полномочия и возложенные на администрацию города Владимира обязательства, обращаем внимание на следующие проблемы:

- несмотря на то, что в муниципальной собственности находится 41 объект культурного наследия, прекращена программа, связанная с сохранением объектов культурного наследия, что негативно сказывается на состоянии памятников;

- в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Культурный слой г. Владимира» администрацией выдаются ордера на производство земляных работ без необходимого согласования с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия (устройство теплосети на ул. Б. Московская, д. 79);

- не учитываются требования законодательства об объектах культурного наследия при выдаче разрешения на проведение работ по сохранению (выдано разрешение на противоаварийные работы на памятнике местного (муниципального) значения по ул. Б. Московская, д. 79, а работы проведены по реставрации и приспособлению без соответствующей документации);

- не принимаются необходимые меры реагирования по выявляемым фактам незаконного строительства капитальных объектов недвижимости в границах территории «Культурного слоя» и «Достопримечательного места» (г. Владимир, ул. Октябрьская, д. 7-б, – Кузин Д.В., ул. Герцена, д. 4а – Иванов С.В.). ОМСУ должны были осуществлять контроль за градостроительной деятельностью;

- в преддверии торжественных мероприятий проводятся несогласованные работы по покраске фасадов;

- администрация не предоставляет информацию об объектах, обладающих признаками ОКН.

Необходимо также отметить и положительные моменты в работе администрации города Владимира. Администрация выполняет следующие полномочия:

- участвует в мероприятиях по государственному контролю;

- предоставляет информацию о правонарушениях на ОКН;

- согласовывает изменение категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

- размещает сведения о границах территории и зонах охраны объектов культурного наследия в информационных системах.

Выражаем благодарность начальнику отдела охраны памятников Евгении Павловне Донец за корректировку границ зон охраны достопримечательного места «Исторический центр г. Владимира».

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблем по исполнению возложенных полномочий в сфере сохранения объектов культурного наследия больше, чем положительных моментов.

Работа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия проводится работа по формированию и направлению в Министерство культуры РФ документов, для присвоения регистрационного номера объектам культурного наследия. На сегодняшний день зарегистрировано 178 объектов культурного наследия. На рассмотрении находятся 4 комплекта документов. Оставшаяся часть объектов будет отправлена на регистрацию в течение 2017 года.

Государственной инспекцией за 2016 год оформлено 39 охранных обязательств, подготовлено 24 акта технического состояния, разработано 29 паспортов и утверждены предметы охраны на 17 объектов культурного наследия.

Также Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия ведет активную работу по организации разработки границ территорий и утверждению предмета охраны исторического поселения федерального значения г. Владимир, для чего требуется разработка границ территорий 150 объектов культурного наследия регионального значения.

Охранные обязательства

С 22 января 2015 года охранные обязательства носят односторонний характер, утверждаются актами органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 г № 1887 «О реализации отдельных положений статей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)"» утверждена форма и порядок подготовки охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия. Также утвержден порядок выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве.

Собственник ежегодно предоставляет в орган охраны уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта в произвольной форме.

В данном уведомлении должны содержаться сведения об исполнении требований Охранного обязательства (с приложением фотографий).

В 2016 году 7 законных владельцев объектов культурного наследия отчитались о выполнении требований охранных обязательств за 2015 год (всего в 2015 году по новой форме было составлено 13 охранных обязательств). К сожалению, собственники по собственной инициативе не желают предоставлять отчетную документацию. Уведомления приходят только после направления сотрудниками Государственной инспекции дополнительных писем об истечении срока предоставлении отчета.

Правонарушения в сфере объектов культурного наследия

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия исполняет полномочия по надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией
и государственной охраной объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 установлен порядок осуществления федерального госнадзора. Федеральный государственный надзор направлен
 на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований. Надзор осуществляется посредством:

- плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки;

- мероприятия по контролю за состоянием ОКН;

- систематического наблюдения за исполнения обязательных требований;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Если ОКН, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или собственника земельного участка, в границах которого расположен объект археологического наследия, то должностные лица Инспекции имеют право предъявить в суд иск о безвозмездном изьятии у указанных лиц земельного участка, в границах которго расположен ОКН, являющегося неотъемлемой частью ОКН, либо земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия.

Кроме того, инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утвержден план проверок органов местного самоуправления.

В 2016 году:

- выдано 9 предписаний;

- оформлено 12 протоколов;

- сумма штрафов составила 250 000 руб.

Нарушения

- г. Владимир, ул. Музейная, д. 1 – при производстве работ по сохранению ОКН регионального значения главным инженером ООО «Энергомонтаж» допущено причинение вреда памятнику. Причинение вреда выразилось в протоплении внутренних помещений здания. В отношении виновного лица составлен протокол и ему назначен штраф 50,0 т.р. Причиненный вред устранен добровольно.

- г. Владимир, ул. Октябрьская, д. 7-б – собственниками земельного участка начато проведение незаконных земляных и строительных работ по возведению здания. В отношении нарушителя составлен протокол и ему назначен штраф 15,0 т.р. Также в настоящее время Октябрьским районным судом г. Владимира рассматривается иск Государственной инспекции о сносе незаконного строения. ОМСУ в рамках своих полномочий обязан остановить проведение работ, привлечь к ответственности, обратиться в судебные органы.

- г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 79 – при осуществлении строительных и земляных работ на памятнике выявлено нарушение порядка производства работ, в связи с чем в отношении виновного должностного лица составлен протокол и ему назначен штраф 7,5 т.р. ОМСУ должны были проверить документацию и контролировать ведение работ.

- г. Владимир, ул. Георгиевская, д. 3 – по иску Государственной инспекции на собственников 2-го этажа возложена обязанность осуществить замену пластиковых окон на деревянные, металлических дверей на деревянные, а также восстановить внутреннюю планировку 2-го этажа и отремонтировать кровлю.

- г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 20 – арендатором помещений памятника ООО «ФОГ Групп» осуществлено незаконное возведение пристройки к памятнику, в связи с чем в отношении виновного лица составлен протокол и ему назначен штраф 150,0 т.р. Также по иску Государственной инспекции арбитражный суд обязал ООО «ФОГ Групп» снести незаконное строение.

В 2016 году Владимирским областным судом полностью удовлетворен иск Государственной инспекции о взыскании с Иванова С.В. причиненного вреда объекту археологического наследия. Ивановым С.В. добровольно осуществлено полное возмещение суммы ущерба 791 539,00 рублей. Также в отношении Иванова С.В. возбуждено уголовное дело, расследование которого в настоящее время не завершено. ОМСУ не контролирует исполнение решения суда по сносу незаконного забора.

Государственная инспекция обращает внимание органа местного самоуправления, что на территории Владимирской области Счетная палата осуществляет контроль за правильностью расходования бюджетных средств. Если получатель бюджетных средств принимает решение (в нарушение установленного порядка) провести работы на памятнике, то в ходе проверки трата бюджетных средств признаётся необоснованной, в Государственную инспекцию направляется информация о выявленных нарушениях установленного порядка проведения работ на памятнике. За 2016 год по информации Счетной палаты привлечены к административной ответственности должностное лицо администрации Александровского района и муниципальное учреждение г. Лакинск. В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении к ответственности бюджетного учреждения Гороховецкого района.

Работы по сохранению объектов культурного наследия

В соответствии с возложенными полномочиями Государственная инспекция проводит работу по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, рассмотрению и согласованию научно-проектной документации на проведение указанных работ и иных работ на территории объектов культурного наследия.

В 2016 году Государственной инспекцией выдано:

- заданий на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия – 9 единиц;

- разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия – 22 единицы.

В 2016 году Государственной инспекцией рассмотрено 56 единиц проектной документации, в том числе:

- рассмотрено научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия – 31 единица, из них подготовлено заключений о согласовании – 13 единиц (в том числе утверждено отчётной документации о выполнении работ по сохранению – 11 единиц), отклонено от согласования – 7 единиц документации;

- рассмотрено проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, расположенных в границах достопримечательных мест, – 25 единиц, в том числе подготовлено положительных заключений – 8 единиц, отрицательных – 17 единиц.

В 2016 году Государственной инспекцией осуществлено приемок работ по сохранению – 16 единиц.

Работы по сохранению памятников проводятся на основании задания, разрешения на проведение указанных работ, а также согласованной научно-проектной документации.

Порядок выдачи заданий, разрешений на проведение работ по сохранению ОКН на территории Владимирской области, а также согласование проектной документации на проведение указанных работ для объектов культурного наследия регионального значения и выявленных объектов установлен постановлением Государственной инспекции от 25.07.2016 № 8.

Для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения орган охраны руководствуется приказами Министерства культуры от 21.10.2015 №2625 и от 05.06.2015 №1749.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Также установлено, что проектные и производственные работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия должны проводиться физическими лицами, аттестованными Министерством культуры РФ, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Лицензирование и аттестация специалистов относится к полномочиям Министерства культуры РФ.

Ремонтные работы на памятнике проводятся на основании рабочих чертежей на проведение локальных работ с ведомостью объемов таких работ, которые основываются на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, цветовое решение, для того, чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника.

В 2016 году в городе Владимире закончены работы: по сохранению объектов культурного наследия «Красный крест» (ул. Горького, д.5), «Дом купца Никитина, XIX в.» (ул. Девическая, д. 7), «Дом Дюнанта» (ул. Большая Московская, д. 3); работы по кровле «Дом купца Никитина (ул. Музейная, д. 1); противоаварийные работы по кровле Мальцевского училища на Студеной горе и т.д.

Государственная инспекция осуществляет государственный контроль за производством работ, а также принимает участие в приемке выполненных работ по сохранению памятников.

Проведение ремонтных работ на памятнике в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии

В соответствии со статьёй 42 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ремонт памятника – научно исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

Письмом Минкультуры России от 27.05.2014 № 106-01-39/12-ГП дается разъяснение по видам ремонтных работ на объекте культурного наследия.

Устранение протечек на фасадах, ремонт покрытия кровли, покраска фасадов, замена и модернизация устаревшего оборудования инженерно-технического обеспечения относится к работам по ремонту памятника.

Проектная документация либо рабочие чертежи на проведение локальных ремонтных работ с ведомостью объемов таких работ должны основываться на ранее разработанной научно-проектной документации, согласованной в установленном порядке, в которой указаны исторически применяемые материалы, цветовое решение, для того, чтобы исключить изменение особенностей, составляющих предмет охраны памятника.

Цветовое решение фасадов, применяемые материалы при отделке фасадов определяются путем натурного исследования памятника (путем закладки зондажей) и являются неотъемлемой частью научно-проектной документации по сохранению памятника.

Согласно приказу Министерства культуры РФ от 22.11.2013 № 1942 предоставление положительного заключения акта государственной историко-культурной экспертизы в случае проведения противоаварийных работ и работ, связанных с ремонтом памятника, проводимых в целях поддержания его в эксплуатационном состоянии без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, не требуется.

Подведя итог вышесказанному, для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия необходимо:

1. Получить в Государственной инспекции задание на проведение работ по сохранению памятника истории и культуры, которое устанавливает необходимый состав разрабатываемой научно-проектной документации.

2. Получить в инспекции разрешение на научно-исследовательские и изыскательские работы на объекте культурного наследия. Разработать научно-проектную документацию в соответствии с заданием.

3. Обеспечить проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и представить положительное заключение данной экспертизы в Государственную инспекцию.

4. Согласовать научно-проектную документацию с Государственной инспекцией.

5. Получить в инспекции разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

6. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представить в Государственную инспекцию отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах, на утверждение.

7. Осуществить приемку работ по сохранению объекта культурного наследия при участии представителей Государственной инспекции.

О регулировании градостроительной деятельности в границах территории объектов культурного наследия и их зонах охраны

В сфере культурного наследия сохраняется актуальный вопрос особого регулирования градостроительной деятельности в границах исторических поселений.

Приказом Министерства культуры РФ № 418 и Министерства регионального развития РФ от 29.07.2010 № 339 город Владимир отнесен к историческим поселениям федерального значения.

На сегодняшний день предмет охраны, границы территории исторического поселения Владимир и требования к осуществлению деятельности в них не определены.

В соответствии с требованиями федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при подготовке разрешений на строительство, реконструкцию, иную хозяйственную деятельность на территории исторического поселения органам местного самоуправления необходимо направлять проектную документацию в орган охраны памятников за заключением о соответствии работ требованиям охраны культурного наследия.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия.

До утверждения предмета охраны, границы территории исторического поселения Владимир регулирование градостроительной деятельности в исторической части города осуществляется в соответствии с Постановлением Губернатора области от 31.12.2010 № 1407 «Об утверждении границ зон охраны достопримечательного места регионального значения «Исторический центр г. Владимира», градостроительных регламентов и режимов использования земель в границах данных зон».

Поскольку проект планировки достопримечательного места до сих пор не разработан, при рассмотрении проектной документации Государственная инспекция также руководствуется проектом реконструкции исторического ядра, утвержденного решением Владимирского областного совета народных депутатов от 26.11.1982 № 1062п/20.

Кроме того, для объектов ЮНЕСКО (Золотые ворота, Успенский собор, Дмитриевский собор) разработаны проекты границ территорий и зон охраны со своими режимами и регламентами. Данные зоны распространяются на существенную часть исторического центра города, тем самым налагая дополнительные строгие требования по использованию территорий. На данный момент эти проекты находятся в стадии утверждения в Министерстве культуры.

Градостроительная деятельность должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными указанными документами.

Размещение средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия

Согласно статье 35.1. Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Размещение наружной рекламы ограничивается региональным органом охраны – требования по ее размещению должны вноситься в правила землепользования и застройки.

В настоящее время требования к размещению средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, их территориях и зданиях, находящихся в достопримечательных местах, установлены приказом начальника Государственной инспекции от 07.09.2011 № 183-01-05 с изменениями, внесенными приказом Государственной инспекции от 14.09.2016 № 476-01-05.

Органы местного самоуправления наделены полномочиями по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, поэтому необходимо запрещать размещение рекламы на памятниках истории и культуры. Действие Федерального закона не распространяется на размещение вывесок (согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан разместить на вывеске фирменное наименование своей организации, адрес и режим ее работы).

Необходимо отметить положительный опыт муниципального образования округ Владимир в данной сфере. С целью упорядочения размещения средств наружной рекламы и информации в состав правил землепользования и застройки города включен отдельный документ – проект размещения вывесок на объектах культурного наследия.

Государственная инспекция неоднократно поднимала вопросы о необходимости разработки аналогичных проектов с последующим их включением в правовые акты. В 2014-2015 годах в адрес глав муниципальных образований направлялись письма с рекомендациями об основных параметрах, которым должна соответствовать вывеска, условиях запрета ее размещения.

Во исполнение поручения Губернатора области С.Ю. Орловой по демонтажу незаконно размещённых средств наружной рекламы и информации Государственной инспекцией совместно с органами местного самоуправления Владимирской области проводится работа по демонтажу данных рекламных конструкций и вывесок.

Археология

На территории МО г. Владимир находится 19 памятников археологии федерального значения.

Основным документом, регламентирующим земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия, является Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На территории области действует закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области, а также постановление Губернатора области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области».

Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

С января 2015 года вступили в действие поправки к Федеральному закону от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Большая их часть касается объектов археологического наследия. В новом законодательстве очень подробно расписан порядок проведения археологических полевых работ, дано определение видов археологических работ, которые подразделяются на разведки, раскопки и наблюдения. Таким же нововведением является экспертиза земельных участков путем археологической разведки в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия. На таких земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, предварительно проводится археологическая разведка для подтверждения отсутствия или наличия объектов археологического наследия.

Согласно действующему законодательству проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности в границах территорий ОКН должно проводиться по согласованию с Госинспекцией.

Выделение земельных участков под строительство в городе также должно быть согласовано с органом охраны, поскольку хозяйственное освоение территорий археологических памятников ограничено.

Применение на практике норм, касающихся государственной историко-культурной экспертизы.

Статьей 30 Федерального закона № 73-ФЗ в качестве объектов историко-культурной экспертизы установлены следующие:

- земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов культурного наследия;

- документация, содержащая результаты исследований, в соответствии с которыми определяется наличие или отсутствие объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на земельных участках, подлежащих воздействию земляных, строительных и иных работ.

Правообладатель земельного участка, имеющий намерение провести какие-либо работы на принадлежащем ему земельном участке, должен провести государственную историко-культурную экспертизу земельного участка или документации об исследовании данного участка.

Еще одной проблемой, связанной с данной статьей, является нежелание органов местного самоуправления предупреждать приобретателей земельных участков, выделенных и выставленных на продажу муниципальными образованиями, о необходимости проведения археологических разведок перед хозяйственным освоением. Земельные участки в области стоят недешево, и приобретение земли с определенным обременением в разы удорожает стоимость участков.

В 2016 г. на разработку разделов об обеспечении сохранности памятника археологии «Культурный слой древнего Владимира» выдано 10 заданий.

В 2016 г. Госинспекцией согласован 51 раздел проекта об обеспечении сохранности объектов археологического наследия, 8 из них – по сохранению объекта археологического наследия «Культурный слой древнего Владимира».

В 2016 году во Владимире проведены археологические исследования на участках:

- благоустройства ул. Георгиевской;

- перед началом строительства жилого дома в Костерином переулке, 3 – М. Ременники, 9;

- перед строительством учебного корпуса и конференц-зала в Патриаршем саду;

- по ул. Дзержинского, д.7.

Археологическими исследованиями в Костерином переулке зафиксирован древнерусский слой XII-XIII вв. В раскопе площадью 493 кв. м исследовано 2 древнерусских жилых комплекса. Индивидуальные находки древнерусского времени представлены фрагментами стеклянных браслетов, пряжкой, бусиной-пронизкой. На исследованном участке также фиксируется материал конца XIV – XVII вв.

Работы в Патриаршем саду дали интересные результаты: здесь также исследованы постройки древнерусского времени, собрана коллекция индивидуальных находок XII-XVII вв.: женские украшения из стекла и цветных металлов, хозяйственные предметы (железные ножи, замки, ключи), детские глиняные игрушки, фрагменты декора церквей – половые плитки, глиняная поливная мозаика.

Кроме того, данные исследования позволили проследить планировку территории: направление улицы, размещение домов и хозяйственных построек в различные хронологические периоды.

На территории Патриаршего сада зафиксировано более 40 захоронений древнерусского времени. Два из них инвентарные: в женском захоронении в районе головы зафиксировано ожерелье в виде золотой тесьмы и шелковый воротник с серебряными нашивными бляшками и пятью бронзовыми пуговками, во втором инвентарном погребении обнаружена бронзовая пуговка.

Противоаварийные работы на существующих коммуникациях.

В соответствии с постановлением Губернатора области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области» производство противоаварийных работ на инженерных коммуникациях и сооружениях, расположенных в границах территории объектов археологического наследия, с целью устранения аварий, происшедших при эксплуатации этих коммуникаций и сооружений или при проведении строительных работ, разрешается производить на основании телефонограмм, передаваемых владельцем коммуникаций и сооружений в Государственную инспекцию. Государственная инспекция выдает разрешение на проведение противоаварийных работ на территории объекта археологического наследия.

Для наблюдения за состоянием памятника археологии на место проведения противоаварийных работ направляется специалист-археолог от специализированной организации, определяемой владельцем инженерных коммуникаций и сооружений.