НОВОСТИ

« Назад

Встреча с населением Александровского района

23 марта 2016 года в соответствии с графиком встреч с населением области на 2016 год состоялась встреча начальника Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области с населением Александровского района.

01

Встреча проходила в здании администрации. Всего в зале присутствовало около 20 человек, в том числе представители:

 

1) администрации района;

2) администраций сельских поселений;

3) музеев;

4) благочиния.

 

Реализация полномочий органами местного самоуправления

На территории Александровского района отсутствуют объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

В муниципальной собственности находятся 11 объектов культурного наследия, в том числе:

7 – ОКН регионального значения;

4 – ОКН выявленные.

Вместе с тем, в муниципальной собственности МО г. Александров, находятся 4 ОКН, МО г. Карабаново 2 ОКН.

На территории Александровского района утверждена муниципальная программа «Сохранение объектов культурного наследия Александровского района на 2015-2017 гг.». В рамках реализации указанной программы в 2015 году были проведены работы на сумму 60 000 руб. (подготовка экспертного заключения объекта культурного наследия «Здание фабрики Дербенева, XIX в.»). Вместе с тем, подготовлен перечень мероприятий проведения работ на объектах культурного наследия.

Назначены должностные лица, ответственные за реализацию полномочий в сфере культурного наследия: Степанов Виталий Дмитриевич- начальник МКУ «Управления строительства и архитектуры Александровского района» и Гусев Павел Вячеславович – заместитель председателя КУМИ администрации Александровского района.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», а так же в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится сохранение объектов культурного наследия, находящихся в собственности района.

Подписано соглашение о взаимодействии администрации Александровского района с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия от 13.05.2010 № 88. С администрацией города Александрова от 01.09.2008 № 17, с администрацией города Карабаново от 07.08.2009 № 48.

Полномочия по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия находятся в администрации Александровского района.

Ответственными за реализацию указанных полномочий являются:

- в Александровском районе – отдел архитектуры (начальник – Степанов Виталий Дмитриевич);

Полномочия и обязательства ОМСУ (согласно п.2 Соглашений о взаимодействии между Государственной инспекцией и администрацией):

  • разработка и принятие нормативных правовых актов в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации ОКН;
  • участие в мероприятиях по государственному контролю (совместно с Государственной инспекцией);
  • контроль за состоянием и использованием ОКН местного (муниципального) значения либо находящимся в муниципальной собственности;
  • предоставление информации в Государственную инспекцию
    о правонарушениях на ОКН;
  • предоставление предложений по разработке законопроектов
    и нормативных правовых актов;
  • предоставление информации об объектах, обладающих признаками ОКН;
  • предоставление информации о планируемых ремонтно-реставрационных мероприятиях на ОКН и др.

 

22 октября 2014 года принят Федеральный закон №315-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 22 января 2015 года).

Данным законом изменен объем полномочий органов местного самоуправления.

Местные администрации в рамках своих полномочий обязаны:

 

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) выдавать задания на установку информационных надписей на ОКН местного (муниципального) значения;

6) размещать сведения о границах территории и зонах охраны ВСЕХ объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

7) реализовывать иные мероприятия по государственной охране и сохранению ОКН.

02

 

Работа Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия

Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия сформированы и направлены в Министерство культуры РФ документы для присвоения регистрационного номера. Зарегистрировано 60 объектов культурного наследия.

За 2015 год специалистами Государственной инспекции обследовано в 23 объекта культурного наследия, оформлено 6 учетных карт, 2 акта технического состояния объектов культурного наследия.

Охранные обязательства

С 22 января 2015 года охранные обязательства носят односторонний характер, утверждаются актами органов охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 01.07.2015 г № 1887 «О реализации отдельных положений статей 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» утверждена форма и порядок подготовки охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый реестр объектов культурного наследия. Так же утвержден порядок выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве.

В Приложение № 1 Приказа утверждается форма охранного обязательства, которая содержит 6 разделов, в которых подробно прописывается вся необходимая информация для собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия:

1) данные об объекте;03

2) требования к сохранению ОКН;

3) требования к содержанию ОКН;

4) требования к обеспечению доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к ОКН, включенному в реестр;

5) требования к размещению наружной рекламы на ОКН, их территориях;

6) иные обязанности лиц.

Приложение №2 разъясняет Порядок подготовки и утверждения охранного обязательства собственника или иного законного владельца ОКН. Охранные обязательства оформляются в отношении памятников, ансамблей и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия.

Приложение № 3 разъясняет порядок подтверждения лицом выполнения требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца ОКН.

Собственник ежегодно предоставляет в орган охраны уведомление о выполнении требований охранного обязательства в отношении принадлежащего ему объекта в произвольной форме.

В данном уведомлении должны содержаться сведения об исполнении требований Охранного обязательства (с приложением фотографий). Уведомление подписывается с указанием даты составления, направляется почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в срок не позднее 1июля года, следующим за отчетным.

Проекты границ территории объектов культурного наследия

Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 04.06.2015 г № 1745 утверждены требования к составу документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия.

Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а так же включает материалы по их обоснованию и утверждению.

Границы территории ОКН могут не совпадать с границами земельных участков, территориальных зон, административными границами, а так же границами охранных и защитных зон.

Разработанный проект границ территории предоставляется в 2 экземплярах на рассмотрение в Инспекцию.

Сведения о границах территории и о режиме ее использования учитываются в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Отсутствие сведений в ГКН не являются основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия. Информация об утвержденных границах размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения в единый государственный реестр объектов культурного наследия и государственный кадастр недвижимости.

04 

Правонарушения в сфере объектов культурного наследия

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия исполняет полномочия по надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2015 г. № 740 установлен порядок осуществления федерального госнадзора. Федеральный государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований. Надзор осуществляется посредством:

- плановые, внеплановые, документарные и выездные проверки;

- мероприятия по контролю за состоянием ОКН;

- систематического наблюдения за исполнения обязательных требований;

- анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований.

Если ОКН, включенный в реестр, уничтожен по вине собственника данного объекта или собственника земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия, то должностные лица Инспекции имеют право предъявить в суд иск о безвозмездном изьятии у указанных лиц земельного участка в границах которго расположен ОКН, являющегося неотъемлемой частью ОКН, либо земельного участка, в границах котогорого расположен объект археологического наследия.

Кроме того, инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утвержден план проверок органов местного самоуправления.

За 2015 год на территории г. Александров и Александровского района выявлены следующие нарушения требований действующего законодательства об объекта культурного наследия:

1. 25.03.2015 в ходе осмотра объекта культурного наследия регионального значения «Здание мужской гимназии, 1910-1912 гг.», расположенного по адресу: г. Александров, ул. Ленина, д. 24, зафиксирован факт проведения строительных работ по кровле объекта культурного наследия регионального значения «Здание мужской гимназии, 1910-1912 гг.».

05

В отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дом детства и юношества «Планета детства» (МБОУ ДОД ДДЮ «Планета Детства») составлен протокол об административном правонарушении по статьей 7.14 КоАП РФ (Александровским городским судом назначен штраф в сумме 50,0 т.р.), а также выдано предписание о приостановке незаконных работ.

2. В период с 15.07.2015 по настоящее время не выполнены требования к сохранению содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «Здание дворянского собрания (Дом Зубовых)», 2 пол. XIX в., расположенного по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Ленина, д. 51.

06

Невыполнение требований к сохранению содержанию и использованию объекта культурного наследия «Здание дворянского собрания (Дом Зубовых)», 2 пол. XIX в. выразилось в следующем:

В срок до 15.05.2015 не разработана рабочая документация на проведение первоочередных противоаварийных и консервационных работ; в срок до 15.07.2015 не проведены первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а также не обеспечено надлежащее техническое и противопожарное состоянии здания, в связи, с чем 30.12.2015 на здании, расположенном по адресу: г. Александров, ул. Ленина, д. 51, произошел пожар, общая площадь возгорания составила около 600 кв.м. В результате пожара пострадала значительная часть здания, повреждены конструкции кровли, межэтажные перекрытия, несущие стены строения.

3. В период с 25.12.2015 по настоящее время не выполнены требования к сохранению содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия «Здание императорского конного завода», XVIII в., расположенного по адресу: Владимирская область, г. Александров, ул. Революции, д. 45. Невыполнение требований к сохранению содержанию и использованию объекта культурного наследия «Здание императорского конного завода», XVIII в. выразились в следующем:

- в срок до 25.12.2013 не проведен ремонт фасадов восточного крыла, в т.ч. реставрация декоративных элементов, не осуществлен демонтаж кондиционеров, рекламных конструкций с главного южного фасада.

07

В отношении виновного лица составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ, а также выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

Передача в безвозмездное пользование Владимирской митрополии культовых зданий

Владимирская Митрополия образована решением Священного Синода от 16 июля 2013 года в пределах Владимирской области и включает в себя 303 прихода, 530 храмов (включая монастырские, храмы в учреждениях и домовые храмы), 8 молитвенных домов, 103 часовни (включая монастырские), 52 часовни-столпа.

В границах Александровского, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области образована Александровская Епархия. Управляющим епархией в 2014 г. назначен архиепископ Евстафий (Евдокимов) с титулом «Александровский и Юрьев-Польский».

Государственной инспекцией постоянно проводится работа по подготовке документов для передачи в безвозмездное пользование Православной религиозной организации «Владимирская Епархия Русской Православной церкви» культовых зданий и сооружений. В настоящее время, в связи с образованием Александровской Епархии необходимо срочно оформлять для передачи указанных культовых памятников в пользование или собственность Александровской Епархии. В 2014 - 2015 годах обращения по данным объектам в инспекцию не поступали.

Федеральным законом от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» определяется порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия приступила к оформлению охранных обязательств собственника объекта культурного наследия религиозного назначения.

Обращаем особое внимание представителей Епархии, что все работы, проводимые на объектах культурного наследия религиозного назначения осуществляются на основании выданного задания и разрешения на проведение работ по сохранению, а также в соответствии с согласованной проектной документацией в Государственной инспекции.

Кроме того, все работы должны проводиться организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению ОКН.

В нарушение требований законодательства многие собственники и пользователи памятников истории и культуры не принимают меры по сохранению объектов культурного наследия: не разработана проектно-сметная документация по сохранению памятников, не проводятся противоаварийные, консервационные и ремонтно-реставрационные работы. Бездействие и отсутствие мер по сохранению памятников создают угрозу нарушения целостности и сохранности памятников истории и культуры.

Кроме того, Епархии необходимо принимать срочные меры к сохранению комплексов Лукьяновой пустыни (требуются противоаварийные и ремонтные работы на Стенах, благоустройство территории монастыря и очистка территории от мусора) и Зосимовой пустыни (в связи с расселением войсковой части).

08

Разработка документации на объекты культурного наследия

Федеральным законом предусмотрена необходимость разработки и утверждения зон охраны объектов культурного наследия, предметов охраны памятников истории и культуры, границ их территорий.

В 2015 году разработано 8 предметов охраны объектов культурного наследия.

Установка информационных надписейна объекты культурного наследия

Федеральным законодательством об объектах культурного наследия предусматривается установка на памятниках истории и культуры федерального, регионального, местного (муниципального) значения информационных надписей и обозначений, которые содержат информацию об объекте культурного наследия: его наименование, время создания, краткую историческую информацию, категорию историко-культурного значения, а также информацию о том, что данный объект находится под охраной государства.

Информационные надписи и обозначения играют не только познавательную роль для жителей городов и любознательных туристов, но и являются одной из форм охраны объекта культурного наследия от правонарушителей: располагая информацией о том, что данный объект является памятником и находится под охраной государства, правонарушитель получает возможность обдумать свои неправомерные действия.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры, а также ответственность за их сохранность возлагается на собственников объектов. Эта обязанность закреплена федеральным и региональным законодательством в сфере культурного наследия.

Министерство культуры РФ утвердило инструкцию о порядке установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (Приказ №142 от 7 августа 2009 г.).

Согласно данному приказу установка информационных надписей на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления или лицом, за которым данный объект закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо осуществляющим полномочия собственника в отношении указанного объекта.

В том случае, если памятник истории и культуры передан в безвозмездное пользование, то информационную надпись на данном объекте устанавливает пользователь.

К сожалению, несмотря на требования действующего законодательства, многие собственники объектов культурного наследия не только не содержат в надлежащем техническом состоянии принадлежащие им объекты, но и не обеспечивают памятники истории и культуры информационными надписями и обозначениями. И если проведение работ по сохранению на памятнике истории и культуры связано зачастую со значительными финансовыми затратами, то установка информационной надписи вполне доступна каждому собственнику.

В соответствии с действующим законодательством Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области организует разработку проектов, изготовление и установку информационных надписей и обозначений на памятники истории и культуры.

Государственная инспекция настоятельно рекомендует заблаговременно обратиться в орган охраны и получить задание на установку информационных надписей.

Для того чтобы установить на памятник истории и культуры информационную надпись, необходимо:

- получить в Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия техническое задание на разработку проекта, изготовление и установку информационной надписи на объект культурного наследия;

- в течение 3 месяцев с даты получения задания собственник объекта культурного наследия или его доверенное лицо организует в соответствии с заданием подготовку проекта информационной надписи и представляет его в двух экземплярах на утверждение в Государственную инспекцию;

- в течение 6 месяцев с даты получения утвержденного проекта информационной надписи собственник организует её изготовление и установку на объект культурного наследия.

Государственная инспекция согласовывает эскизные проекты и осуществляет приемку работ по установке информационных надписей на объектах федерального и регионального значения.

В 2015 году Инспекцией выданы задания на установку информационных надписей на следующие объекты в Александровском районе:

  1. Здание Совета рабочих и солдатских депутатов в 1917 г. (город Александров, ул. Красной молодежи, д. 7);
  2. Здание мужской гимназии, 1910-1912 гг. (город Александров, ул. Ленина, 24);
  3. Здание дворянского собрания (дом Зубовых), 1860е гг. (город Александров, ул. Ленина, д. 51);
  4. Дом купеческий с лавкой (город Александров, ул. Ленина, д. 53);
  5. Дом жилой (город Александров, ул. Ленина, д. 69);
  6. Здание Императорского конного завода (город Александров, ул. Революции, 45);
  7. Торговые ряды, к. XVIII в. (город Александров, ул. Советская, д. 3-5);
  8. Общественное здание (город Александров, ул. Советская, д. 7);
  9. Музей писателя Мусатова А.И. (1911-1976 г.) построен на месте дома, в котором родился и провел детство писатель, 1989 г. (Александровский район, д. Лизуново);
  10. Воинское кладбище воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (город Александров, старое городское кладбище).

В 2016 году Инспекцией согласованы проекты информационных надписей по указанным объектам. В течение 6 месяцев администрация Александровского района обязана установить указные информационные надписи ( до 25 августа 2016 года).

Работы по сохранению объектов культурного наследия

В соответствии с возложенными полномочиями Государственная инспекция проводит работу по выдаче заданий, разрешений на проведение работ по сохранению памятников истории и культуры, рассмотрению и согласованию проектной документации на проведение указанных работ и иных работ на территории объектов культурного наследия.

За 2015 год Государственной инспекцией выдано 4 задания на проведение работ по сохранению (в том числе: на объект культурного наследия федерального значения - 1 ед., регионального - 3 ед.).

В 2015 году научно-проектная документация по сохранению объектов культурного наследия в Государственную инспекцию на согласование не предоставлялась.

Выдано 2 разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия федерального значения. Заявлений о выдаче разрешения на проведение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия регионального значения в Государственную инспекцию не поступало.

При осуществлении полномочий по государственной охране объектов культурного наследия местного (муниципального) значения необходимо в первую очередь руководствоваться базовым Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Законом установлены виды работ, которые могут проводиться на памятнике:

- консервация памятника, в том числе комплекс противоаварийных работ;

- ремонт памятника;

- реставрация памятника;

- приспособление объекта культурного наследия для современного использования;

- воссоздание утраченного памятника (посредством его реставрации);

Статьей 45 Федерального закона установлен порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Следует учитывать, что работы по сохранению памятника местного (муниципального) значения проводятся на основании задания, разрешения на проведение указанных работ, а также проектной документации

Приказами Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625 и от 05.06.2015 № 1749 установлены:

- форма и порядок выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия

- порядок подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта

Таким образом, при осуществлении выдачи разрешения и согласования проектной документации на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения следует руководствоваться данными формой и порядком.

До настоящего времени не утверждена форма и порядок выдачи задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, Минкультуры России рекомендует при подготовке задания руководствоваться формой и перечнем, установленным административным регламентом Министерства культуры РФ от 30.07.2012 № 811.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Также установлено, что проектные и производственные работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия должны проводиться физическими лицами, аттестованными Министерством культуры РФ, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Лицензирование и аттестация специалистов относится к полномочиям Министерства культуры РФ. С Реестрами по лицензированию и аттестации вы можете ознакомиться на официальном сайте http://mkrf.ru.

При производстве работ по сохранению памятника лицо, разработавшее проектную документацию, осуществляет научное руководство и авторский надзор за проведением данных работ.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, а также выдача разрешения осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. При согласовании научно-проектной документации помимо положительного заключения историко-культурной экспертизы требуется наличие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. В данном случае при производстве работ осуществляется государственный строительный надзор за указанными работами и государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия лицо, разработавшее проектную документацию, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления.

Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия установлен приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение отчетной документации и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждены Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

 

Размещение вывесок и средств наружной рекламы и информации

За 2015 год Государственной инспекцией рассмотрен 1 проект размещения средств наружной рекламы и информации на территории Александровского района, который был отклонен от согласования.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13.05.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Реализуя данные полномочия, органами местного самоуправления разработаны и приняты соответствующие нормативно-правовые акты.

Согласно ст. 35.1. Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не допускается распространение наружной рекламы на объектах культурного наследия, а также на их территориях, за исключением территорий достопримечательных мест.

Размещение наружной рекламы ограничивается региональным органом охраны – требования по ее размещению должны вноситься в правила землепользования и застройки.

Вместе с тем, действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется на вывески (согласно Закону «О защите прав потребителей» продавец обязан разместить на вывеске фирменное наименование своей организации, адрес и режим ее работы).

В настоящее время требования к размещению средств наружной рекламы и информации на объектах культурного наследия, их территориях и зданиях, находящихся в достопримечательных местах, установлены приказом начальника Государственной инспекции от 07.09.2011 № 183-01-05.

Государственная инспекция совместно с органами местного самоуправления осуществляет работу по выявлению и демонтажу незаконно размещенных средств наружной рекламы и информации, еженедельно проводит мониторинг и предоставляет обобщенную информацию в контрольный комитет.

По итогам работы по демонтажу незаконно размещенных средств наружной рекламы и информации, направленной органами местного самоуправления за период с 01.02.2015 по 11.03.2016, на территории Александровского района демонтировано 57 единицы незаконно размещенных рекламных конструкций.

Необходимо отметить положительный опыт муниципального образования округ Владимир в данной сфере. С целью упорядочения размещения рекламы в состав правил землепользования и застройки города включен отдельный документ – проект размещения на объектах культурного наследия средств наружной рекламы и информации, благодаря чему фасады зданий оформляются в едином стиле. Данным разделом Правил определены возможные размеры вывесок и рекламных конструкций (например, 40х60см), места их размещения.

Органам местного самоуправления Государственной инспекцией также предложено разработать аналогичные проекты. В адрес глав муниципальных образований направлены письма с рекомендациями об основных параметрах, которым должна соответствовать рекламная информация, условиях запрета ее размещения, и с последующим их включением в правовые акты.

Проводимая работа по демонтажу незаконно размещенных средств наружной рекламы должна быть продолжена. Она позволит сохранить исторический облик зданий и сооружений, который может значительно изменяться и даже подвергаться опасности из-за размещения рекламных конструкций.

09 

Памятники археологии

 

В Александровском районе 54 объекта археологического наследия:

- 48 памятников археологии – выявленные объекты;

- 6 памятников археологии – федерального значения.

Основным документом, регламентирующим земляные, строительные и другие хозяйственные работы в границах территории объектов культурного наследия является Федеральный закон от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». На территории области действует закон от 6 апреля 2004 г. № 21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области, а также постановление Губернатора Владимирской области от 24.08.2011 № 891 «Об утверждении Положения о порядке проведения работ по сохранению объектов археологического наследия и их территорий во Владимирской области».

Согласно этим документам проектирование и проведение земляных, землеустроительных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия или при обеспечении заказчиком работ требований к сохранности расположенных на данной территории ОКН.

С 25 января вступили в действие поправки к Федеральному закону от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Большая их часть касается объектов археологического наследия. В новом законодательстве очень подробно расписан порядок проведения археологических полевых работ, дано определение видов археологических работ. Которые подразделяются на разведки, раскопки и наблюдения. Таким же нововведением является экспертиза земельных участков путем археологической разведки в случае, если орган охраны объектов культурного наследия не имеет данных об отсутствии на указанных землях объектов археологического наследия. На таких земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению, предварительно проводится археологическая разведка для подтверждения отсутствия или наличия объектов археологического наследия.

Согласно действующему законодательству проектирование и ведение любой хозяйственной деятельности в границах территорий ОКН должно проводиться по согласованию с Госинспекцией.

Выделение земельных участков под строительство в районе также должно быть согласовано с органом охраны, поскольку хозяйственное освоение территорий археологических памятников ограничено. Продажа земель из фонда района также должна проходить проверку на наличие памятников археологии.

Все объекты культурного и археологического наследия должны быть отображены в документах территориального планирования.

В 2015 г. и 2016 г. Госинспекцией рассмотрены Генпланы: Краснопламенского сельского поселения, Каринского сельского поселения, Андреевского сельского поселения. Данные генпланы требуют доработки. Согласован генплан Следневского сельского поселения.

В границах территорий объектов археологического наследия устанавливается особый режим использования, в соответствии с которым на данной территории разрешается деятельность научно-исследовательских организаций, связанная с проведением археологических исследований, консервация и музеефикация памятников, благоустройство территории и сохранение выраженных в рельефе элементов – курганных насыпей на основании согласованных с органом охраны проектов, покос травы. Запрещено строительство объектов капитального строительства, проведение строительных, мелиоративных, геолого-разведочных и изыскательских работ, связанных с нарушением почвенного покрова, распашка земельных участков, снятие дерна и выемка грунта, предоставление садоводческих и дачных земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

«Черные копатели»

По имеющейся в Государственной инспекции информации на объектах археологического наследия области и, в частности, на территории Александровского района (городище «Ратьковское», Селище «Красная Роща», курганный могильник «Старослободский») выявлены следы работы "черных археологов" - кладоискателей, имеющих в своем арсенале не только лопаты, но и металлодетекторы, георадары, аппараты GPS-навигации.

Грабительские раскопки с использованием металлодетектора наносят значительный ущерб объектам археологического наследия, поскольку в результате их извлекается значительное количество средневековых изделий из металла, находящихся в культурном слое, и памятник теряет свою научную целостность.

Данные действия в соответствии со статьей 243 УК РФ и статьями 7.14 и 7.15 КоАП РФ влекут уголовную и административную ответственность. Государственной инспекции удается выявить лишь следы подобной деятельности - грабительские раскопы на территории памятника археологии. Задержать правонарушителей имеют право сотрудники органов УВД.

В случае выявления правонарушителей необходимо изымать у них все находки, а также оборудование, используемое для несанкционированных раскопок, а самих – привлекать к ответственности.

В 2014 году президент России подписал закон, который вводит уголовную ответственность для любителей «чёрной археологии». За поиск и изъятие ценных предметов из мест залегания нарушителям грозит до шести лет лишения свободы.

Также уголовное наказание вводится за уклонение от обязательной передачи государству артефактов особой культурной ценности.

Санкции за уничтожение или повреждение объектов археологического, исторического и культурного наследия также увеличились с пяти до шести лет лишения свободы. А штрафы повысились с 500 тысяч до семи миллионов рублей.

Но для того, чтобы новый закон был действенным требуются совместные усилия и правоохранительных органов, и местных органов власти, особенно поселковых администраций. И, конечно, всё наше общество не должно равнодушно наблюдать за разрушительной охотой «чёрных копателей».