НОВОСТИ

« Назад

Совещание с представителями органов местного самоуправления по вопросам реализации полномочий по государственной охране объектов культурного наследия

16 марта 2016 года состоялось совещание с представителями органов местного самоуправления по вопросам реализации полномочий по государственной охране объектов культурного наследия.

01

Встреча проходила в здании администрации Владимирской области по адресу: г. Владимир, пр-т Ленина, д. 59, 5 этаж, актовый зал. Всего в зале присутствовало более 50 человек.

 

Государственная охрана объектов культурного наследия является одной из важных задач государственной политики.

Охрана памятников истории и культуры – не только обязанность физических лиц, но и одна из приоритетных задач федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления Российской Федерации.

На территории области расположено 3729 объектов культурного наследия, в том числе 201 памятник местного (муниципального) значения (5% от общего количества памятников).

Всего

Федеральная собственность

Собственность Владимирской области

Муниципальная собственность

Частная собственность

Государственная собственность

(памятники археологии)

3729

206

684

468

1476

895

 

 

 

 

 

В муниципальной собственности находится 468 памятников истории и культуры (12,5 % от общего количества).

Федеральными законами № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предусмотрено участие органов местного самоуправления в вопросах государственной охраны и сохранения культурного наследия.

02К полномочиям органов местного самоуправления относится:

1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;

2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

4) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов;

5) иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Кроме того, местные администрации обязаны:

1) осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия;

2) обеспечивать согласование присвоения и изменения категории историко-культурного значения ОКН местного (муниципального) значения;

3) осуществлять выдачу заданий и разрешений на проведение работ по сохранению ОКН местного (муниципального) значения, согласовывать проектную документацию на проведение данных работ;

4) принимать решения в установленных законом случаях о создании на территории муниципального образования историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения;

5) выдавать задания на установку информационных надписей на ОКН местного (муниципального) значения;

6) размещать сведения о границах территории и зонах охраны всех объектов культурного наследия в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, в том числе в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);

7) реализовывать иные мероприятия по государственной охране и сохранению ОКН.

03В соответствии со статьёй 5 Закона Владимирской области от 06.04.2004 № 21-ОЗ к полномочиям органов местного самоуправления отнесено:

- обеспечение сохранения и популяризации ОКН, находящихся в муниципальной собственности, за счёт бюджета муниципального образования,

- формирование муниципальных программ охраны ОКН местного (муниципального) значения.

Государственной инспекцией оформлены соглашения о взаимодействии в сфере государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия с 99 муниципальными образованиями области.

Взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется в ходе деловых встреч с населением городских округов и районов области, график которых утверждается Губернатором области в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 17.02.2004 № 110 «О проведении деловых встреч с населением области». Организация встреч возложена на органы местного самоуправления. Опыт встреч, проведённых в 2015 году, показывает, что представители органов местного самоуправления поселений не в достаточной степени владеют законодательством об объектах культурного наследия и информацией о расположенных на их территории памятниках истории и культуры, несмотря на то, что инспекция ежегодно рассылает актуальную информацию об объектах культурного наследия в муниципальные образования.

04Представители некоторых муниципальных образований вовсе игнорируют встречи с руководителями структурных подразделений администрации области и направляют для участия во встречах с населением работников библиотек, домов культуры и других подведомственных учреждений.

К сожалению, информация от органов местного самоуправления не поступает или поступает очень редко. А ведь именно они близки к населению и его проблемам, могут оперативно предоставлять информацию об объектах культурного наследия, расположенных на подведомственных им территориях.

Несмотря на методическую поддержку Государственной инспекции, муниципальными образованиями проводится недостаточная работа по реализации полномочий. В соответствии с требованиями действующего законодательства об объектах культурного наследия границы территории, а также зоны охраны объектов культурного наследия должны в обязательном порядке отображаться в правилах землепользования и застройки муниципального образования. Как показывает практика, практически все органы местного самоуправления на территории Владимирской области не в полной мере учитывают требования действующих регламентов объектов культурного наследия, что в последующем приводит к неблагоприятным последствиям, а именно: органы местного самоуправления выдают разрешения на незаконное строительство зданий, строений или сооружений.

Все памятники археологии также должны отображаться в генеральных планах городских и сельских поселений, правилах землепользования и застройки, где также указываются режимы использования земельных участков, в границах которых они расположены.

05Муниципальная программа является наиболее эффективным инструментом государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, в которой в обязательном порядке должны учитываться вопросы:

- проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципалитета;

- разработки зон охраны и проектов границ территории памятников истории и культуры местного значения;

- установки информационных надписей и обозначений на ОКН

Осенью 2013 года Совет народных депутатов г. Владимира поручил администрации города в срок до 1 апреля 2014 года разработать муниципальную целевую программу по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности.

Постановлением администрации города Владимира от 11.11.2015 № 3927 утверждена муниципальной программа «Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в городе Владимире».

Необходимо отметить, что администрацией города Владимира заложен достаточно большой объём финансирования по программным мероприятиям – 254 530,72 тыс. руб., из которых 239 772,65 тыс. руб. – это средства городского бюджета.

06Государственная инспекция настаивает на более активной работе по разработке целевых программ на муниципальном уровне по мероприятиям, направленным на сохранение объектов культурного наследия, настоятельно рекомендует предусмотреть в бюджетах муниципальных образований мероприятия по проведению ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности. Кроме того, Инспекция осуществляет надзор за соблюдением органами местного самоуправления обязательных требований в отношении объектов культурного наследия. На 2016 год утвержден план проверок органов местного самоуправления.

Реализация государственной политики в сфере культурного наследия возможна при условии участия и эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 44) закрепляет обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.