Достопримечательные места

Достопримечательное место - не место для правонарушений (о правилах использования земель в исторической части г. Владимира).

В тысячелетней истории России город Владимир имеет особое значение – с ним неразрывно связано развитие русского государства, объединение земель и русского народа, формирование национального самосознания. Во Владимире сохранилось значительное количество памятников истории и культуры - свидетельство высокого уровня развития древнего города. Чтобы сохранить объекты культурного наследия для последующих поколений, необходимо соблюдать установленные законодательством ограничения по их использованию.

Многие наши современники даже не подозревают, на какой богатой земле они живут. Владимир – интереснейший историко-архитектурный и археологический памятник. На территории города расположено 260 объектов культурного наследия, большая часть которых располагается в историческом центре г. Владимира: 
19 памятников археологии,
192 памятника архитектуры и градостроительства,
38 памятников истории,
10 памятников искусства,
1 достопримечательное место.

В последние годы в результате масштабных строительных работ, которые ведутся в историческом центре Владимира, происходит значительное изменение сложившейся архитектурной среды города. Вновь построенные объекты зачастую диссонируют с сохранившейся исторической застройкой, не вписываются в её масштабы и силуэт. Более того, несогласованное с органами охраны новое строительство в историческом центре может привести к уничтожению целых участков культурного слоя, сохранившего уникальные свидетельства жизни древнего города. Под напором строительных работ памятники археологического наследия оказываются самыми уязвимыми.

Учитывая огромную научную и культурную ценность памятников археологии, а так же то обстоятельство, что бесконтрольные строительные и земляные работы могут нанести памятникам существенный урон, федеральное и областное законодательство предусматривает ряд специальных мер по обеспечению их сохранности.

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 14.07.2002 г. №73-ФЗ установлено, что проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных и иных работ осуществляется только при наличии заключения историко-культурной экспертизы об отсутствии на территории, подлежащей освоению, объектов культурного наследия. В случае нахождения объектов культурного наследия на территории, подлежащей освоению, в проекты проведения работ должны быть внесены разделы об обеспечении сохранности обнаруженных объектов и согласованы с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области. И лишь после проведения специалистами полноценных археологических исследований возможны земляные и прочие работы на территории памятника археологии.

Законом запрещается использование земельного участка, в пределах которого расположены объекты археологического наследия, которое может ухудшить их состояние и нанести вред окружающей историко-культурной среде.

В целях формирования единой историко-культурной среды древнего города и сохранения уникальных памятников исторический центр г. Владимира Законом Владимирской области от 24.12.2008 №128-ОЗ объявлен достопримечательным местом и включен в список объектов культурного наследия в следующих границах:
район от Золотых ворот, по ул. Столярова (в настоящее время ул. Летне-Перевозинская) до ул. Козлов тупик, ул. Калинина (в настоящее время ул. Николо-Галейская), по основанию Вознесенской церкви, в 110 м западнее ул. Гончарной (в настоящее время ул. Ново-Гончарная), в 75 м южнее ул. Гоголя, ул. Московской (в настоящее время ул. Дворянская), по ул. Урицкого, ул. К. Маркса, ул. Железнодорожной вдоль р. Клязьмы, до пл. Фрунзе, по бровке р. Лыбеди, по ул. Никитской.

Общая площадь исторического центра города в системе оборонительных сооружений составляет более 122 га.

Предметом охраны Достопримечательного места являются:
- объекты историко-культурного и историко-природного наследия,
- историческая планировочная структура улиц и фасадных линий кварталов,
- объекты, представляющие историко-культурную ценность,
- объекты археологического наследия, культурный слой города,
- основные средовые характеристики застройки, представляющей историческую, архитектурную, художественную, средовую ценность,
- главные градостроительные принципы, критерии, правила, особенности формирования исторически сложившейся архитектурно-ландшафтной среды,
- панорамы и видовые точки, панорамные сектора обзора,
- соотношение фоновой застройки с системой доминант и природно-ландшафтными элементами.

В указанных границах значительно ограничено использование земель. В целях сохранения исторического облика города Владимира и предотвращения правонарушений на объектах культурного наследия, в соответствии с требованиями закона Владимирской области от 06.04.2004 №21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» (ст. 14, 18) необходимо: 
- направлять на согласование в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области проекты на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и их территорий, а также проекты на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в зонах охраны объекта культурного наследия;
- проводить работы по сохранению объектов культурного наследия на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области и в соответствии с согласованной проектной документацией, при условии осуществления инспекцией контроля за проведением указанных работ.

К сожалению, правонарушения на объектах археологического наследия не редкость в нашем городе. Государственной инспекцией в 2008 году во Владимире выявлено 4 факта уничтожения культурного слоя объекта археологического наследия в результате несогласованного с инспекцией проведения земляных работ. Чтобы донести нашу богатейшую историю до последующих поколений, государство и граждане должны совместно заботиться о сохранности объектов культурного наследия. Статья 44 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Многие правонарушения на объектах археологического наследия связаны с деятельностью администрации города. Так, Комиссией по землепользованию и застройке территории г. Владимира выделение земельных участков в зонах охраны объектов культурного наследия и в границах достопримечательного места осуществляется без учета правового режима указанных земельных участков, что приводит к проблемам при согласовании проектной документации.

Примером предоставления земельных участков в границах достопримечательного места и зон охраны без согласования с Государственной инспекцией является выделение дополнительных земельных участков физическим и юридическим лицам по таким адресам, как ул. Большая Нижегородская, д.9; ул. Ново-Гончарная, д.28; ул. Дворянская, д.4; ул. Дворянская, д.18, д.20 и др. До настоящего времени специалисты Государственной инспекции не включены в состав комиссии по контролю за проведением работ на объектах по данным адресам.

Основной причиной правонарушений является правовая неграмотность и правовой нигилизм граждан. Отрицание законов, потребительское отношение к памятникам со стороны их пользователей и собственников, приводят к серьезным утратам.

Однако противозаконные действия в отношении объектов культурного наследия не остаются безнаказанными. За подобные правонарушения законом предусматривается уголовная, административная и иная юридическая ответственность. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия обязаны возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
 
На территории Владимирской области в 2008 - 2009 гг. выявлено 230 правонарушений в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, из них 53 - в г. Владимире, что составляет 24 % от общего числа нарушений на объектах культурного наследия области. По выявленным в городе Владимире правонарушениям инспекцией проведена следующая работа:
- выдано 48 предписаний (все предписания выполнены, указанные недостатки устра-нены), 
- составлено 15 протоколов об административных правонарушениях,
- сумма административных штрафов составила 64 тыс. рублей. 
- в качестве возмещения материального ущерба, нанесённого объектам культурного наследия, в бюджет Владимирской области поступило более 78 тыс. рублей.

 

Введение ограничительных мер по использованию земель в историческом центре г. Владимира вовсе не означает, что город должен остановиться в своем развитии. Новое строительство возможно и даже необходимо, но при условии его соответствия установленным требованиям сохранения исторической архитектурно-градостроительной среды древнего Владимира и самих объектов культурного наследия. Необходимо сознательное отношение и понимание жителями нашего города той значимости, которую заключает в себе земля древнейшего города. Лишь осознав, чем для нас являются культурные ценности, что каждая пядь земли древнего духовного центра является бесценной для нашей культуры, мы сможем создавать новое, не разрушая старого.
 
В. И. Нефёдов,
начальник государственной инспекции по
охране объектов культурного наследия
администрации Владимирской области

 

План-схема центральной части г. Владимира с указанием границ территорий исторического ядра города, подзон охраны исторического культурного слоя и объектов культурного наследия
 

Экскаватором по истории

или

как создавать новое, не разрушая старое-2

В газете «Суздальская Новь» №21 от 25 марта 2009 г. была опубликована статья Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области, в которой говорилось о достопримечательных местах и правилах использования земель на территории г. Суздаля. Прошло немногим более трех месяцев со времени опубликования материала, однако опыт показывает, что некоторых застройщиков по-прежнему ничто не останавливает перед несанкционированными строительными работами в охранных зонах и зонах регулируемой застройки на богатейшей земле древнего города.

 

О значимости древнерусского средневекового города Суздаля – жемчужины Владимирской земли – можно говорить бесконечно долго и этих разговоров никогда не будет слишком много. Прекрасный, сказочный город, сохранивший до наших дней в удивительном гармоничном сочетании живописный природный ландшафт, памятники древнерусского зодчества, гражданские постройки. В современных условиях совместными усилиями государственных органов власти, общественных организаций и простых граждан принимаются все возможные меры для сохранения колорита и особой атмосферы единого архитектурного ансамбля Суздаля. 

 

В целях формирования единой историко-культурной среды древнего города и сохранения уникальных памятников Законом Владимирской области от 16.09.2008 №129-ОЗ «О внесении изменений в Приложение 1 к Закону Владимирской области «Об объявлении объектов недвижимости памятниками истории и культуры»» город Суздаль и Суздальское Ополье объявлены достопримечательным местом «Старинный Суздаль» - историко-градостроительный архитектурно-ландшафтный комплекс – ансамбль исторической части города в границах XVII- нач. XX. вв., который включен в список объектов культурного наследия Владимирской области.

 

11 древних лугов, расположенных на территории города Суздаля, объявлены объектами культурного наследия, каждый из них имеет свой режим использования.

 

Важным шагом в сохранении самобытности древнего Суздаля стала разработка  в 2008 г. ОАО «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор»» (г. Москва) проекта зоны охраны объектов культурного наследия – памятников истории и культуры г. Суздаля и градостроительного регламентирования их территорий.

 

         Данный проект уточняет границы территории исторической части города в границах XII-XIX, нач. XX вв.; позволяет сохранить важные для восприятия исторического ландшафта пойменные луговые пространства вдоль русла р. Каменки; обеспечивает сохранность масштаба и ритма исторической застройки путем детальной регламентации регулирования градостроительной деятельности в пределах территории достопримечательного места, охранных зон и зон регулирования застройки.

 

   Законодательство Российской Федерации и Владимирской области предусматривает ряд мер по обеспечению сохранности исторического облика древнерусского средневекового города. В целях предотвращения правонарушений на объектах культурного наследия г. Суздаля, в соответствии с требованиями закона Владимирской области от 06.04.2004 №21-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) Владимирской области» (ст. 14, 18) всем собственникам и пользователям объектов культурного наследия, а также застройщикам, разрабатывающим участки, расположенные в зонах регулирования застройки,  необходимо:

 

- направлять на согласование в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области проекты  на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и их территорий, а также проекты на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в зонах охраны объекта культурного наследия;

 

- проводить работы по сохранению объектов культурного наследия на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области и в соответствии с согласованной проектной документацией, при условии осуществления инспекцией контроля за проведением указанных работ.

 

            К сожалению, в г. Суздале сотрудниками Государственной инспекции снова выявлены факты серьезных правонарушений на объектах культурного наследия. Основной причиной данных правонарушений по-прежнему являются правовая неграмотность и правовой нигилизм граждан.

 

            Ярким примером такого нарушения является уничтожение гр. Лемасовым А.Н. (г. Москва) участка объекта археологического наследия «Культурный слой, валы, рвы г. Суздаля, X-XIII, XIV-XVII вв.» площадью 490 кв.м.. Гр. Лемасов А.Н.  проводил строительные работы без согласования с Государственной инспекцией раздела проекта о сохранении памятника археологии, расположенного по адресу г. Суздаль, Красная площадь, д.10. Материальный ущерб, нанесенный объекту культурного наследия, составил 2 млн. 115 тыс. 822 руб. Государственная инспекция привлекла нарушителя к административной ответственности. В настоящее время в соответствии с Постановлением суда Суздальского района работы на объекте приостановлены. Государственная инспекция направила письмо в отдел внутренних дел и Прокуратуру  Суздальского района о возбуждении в отношении гр. Лемасова А.Н. уголовного дела. В итоге гр. Лемасов А.Н. за совершенные правонарушения привлечен к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 2 тыс. руб., в отношении него возбуждено уголовное дело. Кроме того, правонарушитель обязан возместить материальный ущерб, нанесенный памятнику археологического наследия в сумме 2 млн. 115 тыс. 822 руб. Государственной инспекцией подготовлено соответствующее исковое заявление в Суздальский районный суд.

 

За подобные правонарушения законом предусматривается уголовная, административная и иная юридическая ответственность. В соответствии с п.2 ст.61 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. №73-ФЗ лица, причинившие вред объекту культурного наследия обязаны возместить стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.

 

            Специалистами Государственной инспекции выявлен ряд правонарушений в границах достопримечательного места «Старинный Суздаль». В соответствии с п.4.2 Постановления Губернатора Владимирской области от 04.12.2006 №833 «О порядке выдачи задания и разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Владимирской области, а также согласования проектной документации на проведение указанных работ» проектная документация на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов, расположенных в зонах охраны объектов культурного наследия или в границах достопримечательного места, до её утверждения подлежит согласованию с Государственной инспекцией.

 

В нарушение требований нормативных правовых актов, директор ООО «Ладья» А.И. Попов проводил строительные работы в границах достопримечательного места «Старинный Суздаль» по адресу г. Суздаль, ул. Ленина, 33 без согласования с Государственной инспекцией проектной документации. Кроме того, А.И. Попов проигнорировал решение научно-экспертного совета Государственной инспекции о необходимости внесения изменений в проектную документацию при строительстве данного объекта, в результате чего был привлечен к административной ответственности в виде штрафа 3 тыс. руб.

 

            Гр. Лещук С.А. проводил несогласованные работы по реконструкции жилого дома в границах достопримечательного места «Старинный Суздаль» по адресу ул. Ленина, 46а., в результате чего привлечен к административной ответственности в виде штрафа 1 тыс. руб. 

 

            В июне текущего года  специалистами Государственной инспекции выявлен ещё один факт правонарушения на территории достопримечательного места «Старинный Суздаль» по адресу г. Суздаль, Торговая площадь. Администрация г. Суздаля в лице главы города С.Б. Годунина в нарушение Постановления Губернатора Владимирской области от 04.12.2006 г. №833 начала строительные работы по установке памятника Суздальским садоводам-огородникам без согласования проектной документации с Государственной инспекцией. Законное предписание Государственной инспекции о приостановке строительных работ в указанный срок администрацией города выполнено не было, специалистами инспекции составлен Протокол №26 от 10.06.2009 г. о невыполнении законного предписания и передан на рассмотрение в мировой суд Суздальского района. Предписание о немедленной приостановке работ было составлено также на подрядчика – ИП Егорова С.Б. Работы подрядчика были приостановлены, но потом опять возобновились по личному указанию главы города С.Б. Годунина. Государственной инспекцией выдано второе предписание Егорову С.Б. о необходимости немедленно прекратить строительные работы, которое Егоров С.Б. не выполнил. Согласно Постановлению мирового суда Суздальского района Егоров С.Б. признан виновным, привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 руб. Глава города Годунин С.Б. на заседание суда не явился, рассмотрение дела по установке памятника Суздальским садоводам-огородникам не закончено, заседание суда перенесено. В случае несогласования проектной документации, рассматривается вопрос о восстановлении участка на Торговой площади в первоначальном виде. 

 

На территории Владимирской области за 2008-2009 гг. выявлено 248 правонарушений в сфере государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия, из них 58 - в г. Суздале (в том числе 21 правонарушение за первое полугодие 2009 г.), что составляет 23,4% от общего числа нарушений на объектах культурного наследия области. Из общего количества правонарушений в г. Суздале на объектах археологического наследия совершены 7 (в том числе 2 - за первое полугодие 2009 г.). По выявленным в городе Суздале правонарушениям Государственной инспекцией проведена следующая работа:

 

- выдано  предписаний - 46 (в том числе 33 предписания за первое полугодие 2009 г.);

 

- составлено  протоколов об административных правонарушениях - 25 (в том числе 14 протоколов за первое полугодие 2009 г.);

 

- направлено в суд  - 9 дел по административным правонарушениям  (в том числе 5 дел за первое полугодие 2009 г.);

 

- к административной ответственности привлечено 17 лиц (в том числе 10 лиц за первое полугодие 2009 г.);

 

- сумма административных штрафов составила 46,6 тыс. руб. (в том числе 37,8 руб. за первое полугодие 2009 г.);

 

- сумма возмещенного материального ущерба составила 189 тыс. руб.

 

К сожалению, статистика свидетельствует, что количество правонарушений, совершаемых на объектах культурного наследия, расположенных на территории г. Суздаля, увеличивается.

 

В настоящее время в целях исполнения требований Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» между Государственной инспекцией  и главой администрации Суздальского района М.Н. Ивановым достигнуто соглашение  о введении в штате администрации Суздальского района должности главного специалиста по охране объектов культурного наследия Суздальского района. Это требование закона, которое диктует время. Принятие такого решения в условиях современной кризисной ситуации в стране является ответственным шагом со стороны главы администрации района.

 

Для сохранения уникального образа средневекового г. Суздаля необходимо неукоснительно соблюдать введенные ограничительные меры по использованию земель древнерусского города. В проекте зоны охраны объектов культурного наследия г. Суздаля предложены рекомендации по регенерации исторической застройки г. Суздаля путем разработки типовых форм зданий и сооружений на основе исторической застройки города. Типовые формы зданий и сооружений, которые допускаются при строительстве на территориях регулирования застройки, помогут решить две главные проблемы: сохранение исторического характера Суздаля и достижение современного уровня комфорта проживания.

 

Дополнительную информацию о требованиях к использованию земель в г. Суздале можно узнать на Форуме Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области на официальном сайте Администрации Владимирской области по адресу: www.forum.avo.ru 

 

В. И. Нефёдов,

начальник государственной инспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области 

 
 
 
 
Достопримечательное место. Создавать новое, не разрушая старого. Статья В. И. Нефёдова, опубликованная в газете "Суздальская новь" №21 от  25 марта 2009 года
 
Загрузить карту (схему) границ зон охраны достопримечательного места «Старинный Суздаль – историко-градостроительный архитектурно-ландшафтный комплекс – ансамбль исторической части города в границах  XVII-нач. XX вв.»